Вступление в силу Киотского протокола дало старт уникальным механизмам коллективных международных усилий по ограничению влияния деятельности человека на важнейший фактор устойчивости земной биосферы - климат.
В настоящее время значительные усилия в этом направлении прилагает Международный центр по инвестициям и торгово-промышленному сотрудничеству "Сотрудничество", объединяющий более 17 000 руководителей нашей страны. Масштабность коллективных действий, резкое дифференцирование в заинтересованности их результатами в различных регионах и странах вызывают интенсивные дискуссии в мире.
Вместе с тем бизнес на- чал активное освоение возможностей, которые открываются в связи с подписанием Киотского протокола: уже заключаются многомиллионные сделки на квоты по выбросам парниковых газов, фьючерсные соглашения на передачу лучших технологий в рамках проектов совместного осуществления.
Разрабатываются более сложные экономические схемы, базирующиеся на механизмах гибкости, например схема "зелёных инвестиций".
Именно сейчас проходят серьёзное испытание на прочность международные усилия по смягчению техногенного воздействия на состояние атмосферы, по формированию устойчивости национальных энергосистем и экономному использованию ископаемых энергоресурсов.
Сейчас определяется практическая эффективность предлагаемых Киотским протоколом подходов, возможность их адаптации к природным условиям и экономикам различных стран и регионов.
Нужно отметить, что экономи ческие стимулы, предусмотренные механизмами Киотского протокола, в сочетании с резко выраженной тенденцией роста цен на энергоносители дали мощный импульс программам энергосбережения, развитию возобновляемой энергетики. Взаимосвязь ценовых тенденций и механизмов гибкости протокола дала жизнь новому поколению проектов сокращений эмиссии парниковых газов. Фактически создаётся новый сектор устойчивой энергетики.
Российская Федерация не только является крупнейшим экспортёром ископаемых энергоносителей, но и одним из основных экологических доноров мира.
Россия - крупнейшая в мире лесная держава, здесь более 20 процентов мирового объёма леса. На её территории осуществляется основной сток парниковых газов европейских стран. Древесина никогда не исключалась из энергети ческого баланса страны. Однако роль её в настоящее время - около 0,5 процента производства всей энергии - не отвечает возможностям широкого использования этого возобновляемого энергоносителя.
Несмотря на высокий энергети ческий потенциал (ведь Российская Федерация экспортирует более 50 процентов нефти и нефтепродуктов, почти 43 процента природного газа), ряд регионов и отдельных населённых пунктов испытывает энергети ческий дефицит. Расширение инфраструктуры использования древесины как возобновляемого энергоносителя может сказаться на решении этой проблемы. Острота недостаточности энергообеспечения особенно характерна для населённых пунктов, удалённых от центра, и основных транспортных магистралей. Из-за больших расстояний, характерных для Российской Федерации, стоимость транспортных издержек в цене тонны нефтепродуктов или угля становится существенным фактором. Обеспечение централизованным газоснабжением, строительство газопроводов для таких поселений экономически неоправданно из-за больших инвестиционных затрат и малого потребления. Как правило, особенно в европейскоуральской и азиатской части Российской Федерации, удалённые пункты находятся в лесной зоне. При этом лесистость регионов, например в Волжском бассейне, составляет от 63 процентов в Кировской области до 21 процента в Пензенской области (в Нижегородской области - 47 процентов). Использование древесины сдерживается низкой эффективностью традиционных энергопреобразователей. Вместе с тем, высокая рентабельность наряду с применением современных технологий энергопреобразования, переработки, брикетирования и транспортировки древесины может быть обеспечена использованием в качестве энергоносителя малоценных дешёвых пород древесины.
Создание инфраструктуры для системного использования малоценных лесов как возобновляемых энергоносителей имеет хорошие перспективы. Для населения, а, как правило, доходы в малых городах и насел ённых пунктах в сельской местности существенно ниже среднероссийских, это экономия личного бюджета, поддержка социально незащищённых семей. Для экономики это активация крупного сектора занятости, связанного с переработкой леса и производством энергии.
Для решения экологи- ческих задач это использование возобновляемых энергоресурсов вместо ископаемых энергоносителей.
В частности, низкотоварная древесина, прежде всего берёза и осина, составляет около 20 процентов лесного фонда и обладает коротким циклом восстановления. Интенсивное использование малоценных пород должно положительно сказаться на улучшении общей структуры леса. Оценки показывают, что такая энергетическая стратегия может быть распространена на 3 - 5 млн.
жителей малых населённых пунктов как за счёт использования индивидуальных теплопреобразователей, так и при внедрении газогенераторов на основе древесного топлива для централизованного теплоснабжения небольших посёлков. С учётом характерных для Российской Федерации энергетических затрат на одного человека в год на уровне 4,2 тонны условного топлива такой подход позволяет снизить выбросы в атмосферу СО2 от сжигания примерно 10 - 20 млн. тонн ископаемых энергоносителей: угля, нефтепродуктов. Выбросы парниковых газов от возобновляемых источников, в том числе биомассы леса, не учитываются Киотским протоколом, что позволяет использовать экономику механизмов его реализации для развития этой отрасли энергетики. Бизнес по энергетическому использованию низкотоварной древесины и отходов переработки леса быстро набирает обороты. Развитие идёт прежде всего там, где есть лес и лесопереработка, нет газопроводов и близких перспектив централизованного использования природного газа.
По другим видам ископаемых энергоносителей лесная биомасса выигрывает в рентабельности использования. Однако развитие этого направления сдерживается непроработанностью организационных мер поддержки, как правило, нет региональных программ развития возобновляемых видов энергетики даже в регионах, относящихся к энергодефицитным. По биомассе это значит, что не проведена даже инвентаризация доступных для такой реконструкции генерирующих мощностей как в промышленности, так и в структурах ЖКХ.
Риски инвесторов связаны и с отсутствием документально обоснованной оценки вероятных объёмов древесины или отходов деревопереработки, пригодных для формирования устойчивого энергообеспечения.
С использованием механизмов Киотского протокола можно было бы интенсифицировать экономическую поддержку как на центральном уровне, например в рамках федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика", "Энергетическая стратегия России до 2020 г." и др., так и непосредственно в регионах и на уровне местного самоуправления.
Сегодня представляется важной количественная инвентаризация не только малоценных лесов и отходов деревопереработки, но и энергосистем ЖКХ различного уровня, для которых экономически целесообразна модернизация для перевода на современные древесные энергоносители; возможен вариант поддержки такого бизнеса и путём снижения таможенной пошлины на технологическое оборудование, необходимое для энергоиспользования древесины на современном уровне. В комплексе таких масштабных решений должно быть место и для воспроизводства лесов, создания эффективных плантационных лесных хозяйств, в целом необходимо формирование нормативно-правовой базы для государственно-частного партнёрства концессионного сотрудничества на основе единого цикла от снабжения энергоносителями на основе древесной биомассы до поставки тепла потребителям энергосистем жилищно-коммунальных хозяйств.
Александр КОСАРИКОВ.
Фото Владимира ПОЛЫГАЛИНА.