Навязались на мою голову!

Навязались на мою голову!

Услуги бывают бытовыми, жилищными, коммунальными, медвежьими и навязанными. Последние — как непрошеные гости. Как от них избавиться, не знает никто, и все их вынуждены терпеть. Конечно, можно сделать вид, что их не существует, но раскошеливаться за них все равно придется. Какие же навязанные услуги реально существуют и есть ли на них какая-нибудь управа?

Бахилы ничего не стоят

Навязанным услугам противостоять можно, даже если они вводятся в государственных учреждениях. Это недавно доказали в Кузбассе. В Кемерове больницам и поликлиникам запретили продавать бахилы пациентам. Там местная прокуратура заключила, что подобная навязываемая услуга препятствует конституционному праву больного на бесплатную медицинскую помощь.

Ситуация знакомая — практически все медицинские учреждения страны не пускают посетителей в свои здания без бахил или сменной обуви. Условие понятное — больницы беспокоятся о стерильности помещений. Но почему за счет пациентов?
Стоимость бахил в регионах варьируется от 2,5 до 5 рублей, а в Москве — от 10 до 20 рублей. Конечно, цена вопроса не велика, но, как говорится, главное — дело принципа. Как отметили в прокуратуре, если бы в медучреждениях бахилы выдавали бесплатно, то вопросов не возникло бы. Но альтернативного решения пациентам не предложили.

Теперь же переобуваться в сменную обувь пациенты могут исключительно по желанию и только в «режимные кабинеты»: процедурный, прививочный, лабораторию. Правда, пока только в Кузбассе. Как заявил пресс-секретарь прокуратуры Кемеровской области Алексей Бугаец, исполнять закон, регулирующий право граждан на бесплатную медпомощь, потребуют и от других медицинских учреждений региона, где будут установлены нарушения. Остается надеяться, что новшество приживется во всех клиниках страны. Отметим, что во многих нижегородских частных клиниках бахилы уже давно можно получить на входе. В качестве бесплатной услуги.

Сервис без тормозов

Примеры навязанных услуг есть не только в госучреждениях, но и в коммерческих структурах. Нижегородские автомобилисты говорят, что многие недобросовестные продавцы автомобилей буквально шантажируют своих клиентов, угрожая снять машину с гарантии в случае установки дополнительного оборудования не у них. Навязывая, таким образом, свои услуги, они устанавливают «потолочные» цены и — нарушают закон!
Если вы попали в такую ситуацию, ознакомьте вымогателей со статьями закона. Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом.
В другом пункте этой статьи прописано, что продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

В такой ситуации автомобилисты тоже оказывались не раз, к примеру когда отдавали машину в автосервис.
— Когда я приехал забирать автомобиль из ремонта, мне сообщили, что кроме шаровой опоры поменяли еще и наконечники рулевых тяг, — рассказывает нам дизайнер Алексей Свинцев. — Сказали, что я должен оплатить данную процедуру и стоимость замененных деталей. Но почему я должен платить за ту работу, выполнение которой не заказывал?

Действительно, в соответствии с п. 26 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утвержденных постановлением правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290) исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости запасных частей и материалов, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора.
Правда, и в этом случае исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. Таким образом, если работники автосервиса не предупредили вас о возможном превышении цены работ и тем не менее выполнили ее, фактически навязав вам эту услугу, то вы вправе отказаться от ее оплаты, уплатив сумму ремонта только того, что вы действительно указали в заказ-наряде.

Пой, трубочка, пой

Не чураются брать деньги за навязанные услуги не только мелкие фирмочки, но и вполне солидные корпорации. Как говорится, с миру по нитке…
Прокуратура Саратовской области потребовала от сотового оператора МТС прекратить навязывать абонентам платную услугу GOOD’OK. Бучу подняли сами абоненты, которые пожаловались в прокуратуру на принуждение к заключению «контентного договора», содержащего эту услугу, то есть сопровождения дозвона до абонента мелодией. Оператор подключал эту услугу бесплатно на месяц, после чего присылал SMS с предложением продолжить пользоваться ею либо отключиться. Если абонент ничего не отвечал на это сообщение, то сотовая компания начинала автоматически списывать с его счета средства.
Прокуратура посчитала, что МТС нарушила Закон «О защите прав потребителей», после чего направила оператору предписание устранить нарушение. Предписание прокуратуры носит «рекомендательный характер», но если телефонисты его не выполнят, то прокуратура может обратиться в суд.
В свою очередь представители МТС утверждали, что данную услугу можно отключить в любой момент, связавшись с контактным центром. Поэтому вины своей не признали. Однако предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин замечает, что если бы абоненты сами подписывались на эту услугу при визите в офис или при помощи SMS-сообщения, то речи о навязывании услуги не было бы. Но «молчание» не может считаться волеизъявлением абонента. Нижегородские абоненты пока возмущения не выказывали, хотя многие с удивлением обнаруживают, что пользуются услугой GOOD’OK.

Как-то не по-товарищески

Нередко с навязанными услугами сталкиваются и жители домов, где балом правят товарищества собственников жилья (ТСЖ). Как рассказал нам один из нижегородцев, в его квитанции отдельной строкой идет охрана дома. Исчисляется из расчета 7 рублей за квадратный метр квартиры, в его случае — более 600 целковых ежемесячно. «Я и не против был бы платить, — рассуждает 54-летний Николай Николаевич. — Только от этой охраны толка нет — во всем доме украли пожарные шланги и сигнализацию, обокрали несколько квартир, у стоящих во дворе машин разбили окна и вытащили магнитолы. Мы до сих пор спорим — можно ли расценивать эту услугу как навязанную и отказаться от оплаты».
В этом случае «жилищные» юристы советуют изучить Правила предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307). Там никаких «охранных услуг» среди коммунальных услуг не предусмотрено. Поэтому можно письменно предъявить претензию обслуживающей организации об отказе в оплате навязываемых услуг.

Правда, юристы говорят, что ситуация сложнее, чем кажется. Конечно, охрана — не коммунальная услуга. Но услуга жилищная, а точного перечня их нет, и, значит, они могут устанавливаться по решению собрания собственников жилья.
— Поэтому есть два вопроса — было ли решение собрания собственников (если да-то отказаться нельзя) и есть ли эта услуга в договоре на управление общим имуществом. Если ничего этого нет, то вы смело может не платить, — считает юрист Анатолий Голов. — К тому же ваше право не платить за недополученную или некачественную услугу. Кстати, договор на дополнительные услуги ЖКХ можно оспорить — вы его просто не подписывайте и направляйте протокол разногласий. А если даже уже подписали, то просто не платите за эту услугу. И все. Доказывать, «что не верблюд» придется тому, кто хочет снять с вас деньги за охрану. Думаю, что у него это плохо получится.

Максим СТАРШОВ.

Кстати

Коррупция — это тоже, по сути, навязанные услуги. К примеру, как в деле руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ленинградской области Валерия Филинова и его заместителя Алексея Цакоева. Как доказало следствие, своим подчиненным они дали указание предлагать нуждающимся в утверждении заключений о промышленной безопасности организациям заключать фиктивные договоры с некоммерческой организацией «Промышленная и экологическая безопасность» (ПЭБ). Тем, кто такие договоры заключать не хотел, чиновники отказывали в рассмотрении, утверждении и регистрации заключений о промышленной безопасности. За каждый договор коммерсантам приходилось платить ПЭБу от 30 до 50 тысяч рублей. Вырученные деньги, по версии следствия, шли в карман чиновникам. Городской суд Санкт-Петербурга счел такие «услуги» не только навязанными и постановил отбывать руководителей уголовное наказание.

Следите за нашими новостями в удобном формате