Специальное, арсенальное

Специальное, арсенальное

В нижегородском Арсенале проходит "Арсенале". Этот проект работает до 3 сентября ежедневно с 12.00 до 20.00, кроме понедельника. Вход свободный.
Из "темной комнаты" Арсенала (как правило, в ней показывают что-то особенно шокирующее) доносятся звериные голоса.
Там, на телеэкранах, словно в вольерах, разместился "Зоопарк".
Его обитатели подтверждают аксиому, известную с детских лет: что-нибудь на что-нибудь обязательно похоже. По-львиному грозно рыча, из-за скал вылетает агрессивный красный фургон "Coca-Cola", пивные бутылки с азартным писком прячутся в камнях, батончики "Mars" ползают, словно экзотические ядовитые слизни, а ноутбук дремлет в аквариуме серебристой двустворчатой раковиной.
Большая комната, отгороженная ширмами (на них проецировалась уютная домашняя обстановка), оказалась населена невидимками. Впрочем, невидимые жильцы также не воспринимают посторонних: пока я стояла посередине комнаты, вокруг шла своим чередом "Тихая жизнь": закипал чайник, тикал будильник, кто-то незримый усаживался на диван и переключал телевизионные каналы. Если бы не дверь, открывающаяся сама по себе и равно само по себе играющее пианино (напомнившие о классических приемчиках триллера), призрачная квартирка была бы вполне симпатичной.
Далее в мрачной глубине Арсенала словно открыты три двери. Ох уж это непростое слово "двери", любимое психонавтами. Здесь в прямоугольниках света являются люди разного вида и возраста, как бы в согласной беседе друг с другом вещающие об искусстве и Художнике, о творчестве и Авторе (проект "Авторство"). Впрочем, изрекаемые ими слова быстро утомляют.
Можно заглянуть за спину "вещателям" и выяснить, что у каждого наличествует свой background в виде шкафа (один - краснопоролоновый, другой - выгоревший, третий - с зеркалом и стопкой книг). Слова, много слов, голословные утверждения и рассуждения о том, чего нет, - примета искусства двадцатого века, в котором "комментарии" зачастую интереснее комментируемого предмета. В этом плане показательно декларативно-бессмысленное "сворачивание" и "разворачивание" бумажного рулона, на котором честно написано "Ничего не происходит" ("Сворачивай!" Эдуарда Кулемина). Помнится, пару лет назад в том же Арсенале была польская инсталляция - груда коробочек, на каждой из которых было честно написано "Внутри ничего нет" (и - поверьте - внутри коробочек действительно ничего не было). Как бы факт искусства есть, а внутри - увы... Но в чем же смысл такого "творчества"? Так, в глубокой задумчивости выходя из Арсенала и размышляя о современном искусстве, я чуть было не наступила на спящего! Дело в том, что какую-то парутройку лет назад, когда Арсенал был как бы государственный и ничей, в нем, судя по всему, гнездились бомжи; вот и подумалось, что, может, кто-то из прежних "постояльцев" по старой памяти попросился отдохнуть. Но нет, спящая фигура оказалась произведением современного искусства (о чем радостно сообщил охранник, причем лицо его приняло выражение человека, искушенного провокациями актуальной культуры). Поистине, великая прелесть провоцирующего искусства заключена в том, что каждый способен ощутить свою причастность к чему-то высшему и нетривиальному.
И уже выйдя из-под темных сводов, я обнаружила еще одно произведение современого искусства, но не внутри Арсенала, а снаружи. На старинный фасад "усаживались" виртуальные бабочки, согласно концепции символизируя переход здания на новый виток жизни...
Мария ФЕДОТОВА.
Фото автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате