В Центре культуры «Рекорд» проходит выставка выдающейся современной художницы Юлдус Бахтиозиной «Шуба на кону». Выставка невелика – менее десятка объектов и фотоснимков. Но подобно тому, как под лебедем скрывается царевна, данная экспозиция представляет собой очень небольшую вершину величественного фантасмагорического айсберга. Объекты выставки – это подлинные головные уборы и костюмы, участвовавшие в фильме Бахтиозиной «Дочь рыбака», и они, безусловно, работают как побуждающее приглашение к просмотру этого замечательного фильма.
Главное, чтобы кокошник сидел
«Дочь рыбака» – полнометражная лента 2020 года, вычурно-яркая и беспощадно-сатирическая фэнтезийная комедия-дефиле с элементами квеста. В ней есть место и духовному, и материальному, и поиску с самосовершенствованием, и брасматику с одноразовыми бахилами. Остроумный сценарий реализуется в форме мастерской «игры в бисер» с архетипами и стереотипами в системе координат славянской мифологии. Это ставит «Дочь рыбака» в один ряд с такими виртуозными, лакомыми эстетскими головоломками отечественной мысли, как, например, «Звездный ворс» и «Мифогенная любовь каст». Фильм уже успел поучаствовать в Берлинском, Рижском и Шанхайском международных кинофестивалях, а также был показан в программе лондонского Raindance – Международного кинофестиваля независимого кино.
«Тему кокошников» петербурженка Юлдус Бахтиозина эксплуатирует далеко не первый год и изначально кокошники были у нее главным символом царевности – некоей имманентности, самости царевны. Юлдус специально обучалась традиционной золотошвейной вышивке, вникала в инженерию старинных головных уборов. В ее творческой копилке появлялись проекты с кокошниками, например, для постановки в лондонском Royal Opera House. В фильме их много и разных, обыгрывающих разные виды традиционных кокошников. «Если закончился внутренний свет, непременно следует носить невероятные головные уборы», – гласит подпись к одному из снимков главной героини фильма «Дочь рыбака». Так что кокошник – это и элитное убранство, знак отличия, и мощный артефакт.
Зубы и шубы
К кокошникам непременно прилагаются потрясающей красоты сложносочиненные костюмы из парчи и газа с корсетами, рюшами, многослойными юбками, щедро увешанные килограммами бижутерии а ля рюс.
Тут же важный статусный атрибут – зубы. Хорошие крепкие зубы сами по себе архетип внутренней силы, ну а если уж они металлические, да с бриллиантами, то уровень их счастливого обладателя взлетает до запредельных высот.
И еще, конечно, шубы. Разве бывает царевна без настоящей шубы?
Кстати о шубе, которая она же, по сути, шкура. Название выставки, «Шуба на кону», отсылает к книге «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни» американского экономиста и трейдера Нассима Талеба.
Художник предлагает зрителям иронический диалог на предмет «честных», нравственных, симметричных коммуникаций по стандарту «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Если художник к зрителю, как говорится, со всей душой, и шуба нараспашку, то зрителю хотя бы по правилам приличия стоит всмотреться, вдуматься… понять и оценить. Кстати, книга Талеба тоже очень классная, и после просмотра фильма ее также стоит прочесть.
Выставку проводят галерея Anna Nova и Центр культуры «Рекорд» при поддержке министерства культуры Нижегородской области.
«Шуба на кону» открыта до 25 ноября. 18+
Мария Фелотова. Фото Александра Воложанина.