Желание граждан без труда увеличить накопления нередко оборачиваются потерями

Желание граждан без труда увеличить накопления нередко оборачиваются потерями

Выбирая вклад в одном из банков, нижегородка Ирина заметила, что за подписку его сервисов процент по вкладу увеличивается. «Как это связано?» – недоумевает она. И сколько реально она получит денег, если приобретет подписку?

Полезные новации

– Иногда реклама привлекает клиентов высокой ставкой, но на деле выясняется, что клиенту надо выполнить ряд условий, или эта ставка действует только первый месяц, или для ее получения надо понести дополнительные расходы, – отметил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.

По его словам, с октября банки обязаны раскрывать минимальную гарантированную ставку по вкладам. Она должна быть указана в рамке на первой странице договора вклада и набрана хорошо читаемым шрифтом. На сайте и в любых точках оказания услуг банка оформить вклад также можно только после ознакомления с минимальной гарантированной ставкой.

– Если банк предлагает более высокую ставку с подпиской, то он должен объяснить, за счет чего она достигается и сколько эта подписка стоит? В конечном счете выбор всегда на стороне потребителя, который должен понимать, на какие условия может рассчитывать, – заметил представитель регулятора. 

Михаил Мамута также призвал активно пользоваться новой законодательной нормой, которая позволяет ограничивать онлайн-переводы, устанавливая максимальную сумму транзакции, либо вовсе запретить переводы на какой-то период времени. Можно отказаться и от онлайн-кредитования, написав заявление в свой банк. Он будет обязан проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты. 

Связаны такие нововведения, по его словам, с большим количеством хищений. Причем часто человека вводят в заблуждение, и он перечисляет деньги мошенникам сам. Только потом оказывается, что он действовал под чужим влиянием. Но бывает уже поздно, средства нельзя вернуть. 

Топ-5 практик

Популярных схем мошенничества не так много, и с ними сталкивались 80 процентов россиян. О нескольких из них рассказала генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузель Имаева. Самая распространенная схема – предложение в интернете заработать на «инвестициях». С ней столкнулись 55 процентов участников опроса. 

На втором месте – звонки от лжепредставителей банков и правоохранительных органов. Их цель – выведать данные карты или получить доступ к личному счету. С ними сталкивались 54 процента россиян, чаще всего это люди старшего возраста. На третьем месте – получение сообщений и электронных писем, содержащих вирусы или вредоносные ссылки, которые могут украсть персональные данные и данные банковского счета. О таких угрозах сообщили 39 процентов россиян. 

Столько же – 39 процентов наших соотечественников – обратили внимание на предложения получить выплату или компенсацию от государства. Для ее оформления нужно было сообщить данные карты или другую личную информацию. Чуть меньше – 36 процентов – столкнулись с просьбой о переводе денег, например, для помощи знакомым или оформления выигрыша. Треть опрошенных сталкивались с мошенниками при покупке или продаже какого-либо товара в интернете. А 22 процента попадали на фишинговые сайты – поддельные страницы известных маркетплейсов или магазинов, где оставляли данные своих карт.

– Всплеск мошенничества всегда случается в периоды социально-экономических изменений, – отметила Гузель Имаева. – Во время перемен люди часто теряют бдительность, эмоционально принимают решения и на этом фоне мошенники чувствуют себя как рыба в воде. Вариативность мошеннических подходов, которые мы наблюдаем сегодня, демонстрирует высокую адаптивность злоумышленников к новым условиям. С развитием технологий совершенствуются используемые ими каналы и подходы, россияне должны этому отвечать: расширять зону собственной финансовой безопасности и совершенствовать образовательную траекторию. Изучение финансовой грамотности сегодня должно тесно переплетаться с цифровой.

Кстати, на конференции одним из участников был задан интересный вопрос: вернут ли человеку деньги, если он их лишился из-за звонка с подмененным номером? Как сообщил Михаил Мамута, в России создается база данных мошеннических номеров. И если банковский счет, куда ушли деньги, привязан к такому номеру, то вернут, поскольку подобные счета банки обязаны отслеживать. Но когда человек сначала перевел деньги, например, соседу, а потом передумал, отозвать будет нельзя. Правда, действовать в таких случаях нужно быстро и сообщить банку о случившемся в течение суток.

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате