Изгоняя тьму людских недугов

Изгоняя тьму людских недугов

Гастроли Кстовского театра кукол в Нижнем Новгороде запомнились показом двух премьерных спектаклей, поставленных и сыгранных нижегородцами. Визит кстовчан, как встреча с давними друзьями, сродни семейной традиции, когда заранее ждешь и радуешься приезду гостей, с которыми видишься по важным праздникам. Тем более что все кстовские артисты – выпускники Нижегородского театрального училища имени Е.А. Евстигнеева. 

Шекспир – детям

Для новых гастролей кстовский театр привез сказку для детей и постановку для взрослых зрителей. Первая из них – комедия Шекспира «Укрощение строптивой». У себя они играют спектакль на сцене ДК «Нефтехимиков»: это работа большой формы, поэтому она достаточно органично вписалась в пространство нижегородского театра кукол.

Ключевой замысел спектакля объяснили еще в прологе: «настроившись на радость и веселье», изгнать тьму людских недугов и жизнь продлить. Соответствуя эпохе и авторскому замыслу, действие развернулось на городской площади, среди условных домов, построенных вдоль каналов. Перед зрителями предстало озорное лицедейство в площадном и временами скоморошеском формате, прародителем которого была комедия дель арте. Смена мизансцен и перестроения происходили на глазах публики, ничуть не скрывая приемов, и нарочитой прямолинейностью отсылали к традициям народного театра. 

Режиссер спектакля и художественный руководитель театра Марат Сабиров соединил в постановке марионетки, перчаточные, планшетные куклы, работу за ширмой и «живой план». Один и тот же персонаж мог предстать в разных сценах в трех ипостасях, но зрители узнавали его по костюму и голосу, даже когда актеры были скрыты декорациями. От них потребовалась, помимо техничного управления сложными механизмами, чуть ли не в большей степени драматическая игра и комедийный талант.

Постановка выполнена в традициях патриархальной нижегородской кукольной школы, где принято делать кукол с гипертрофированными чертами лица, а голоса артисты намеренно преувеличивают в интонациях, для создания комического эффекта. Из актерских работ наиболее выделялись исполнители главных ролей. Строптивую Катарину сыграла обаятельная Дарья Аккуратова, а по-гусарски дерзкого Петруччо – настоящий комедиант Юрий Храмов.

Романтический триллер от Гауфа

Другая представленная работа тоже была создана по произведению европейского автора – Вильгельма Гауфа. Идеальный образец литературы немецкого романтизма говорит с детьми на серьезные темы: развлекает, поучая, и не боится чем-то испугать. Здесь в главном герое Петере (в исполнении актера Алексея Боровитина) сочетаются пороки и желания, доброе и дурное, и только он сам, пройдя испытания легкими деньгами и потерей близких людей, переоценивает свои поступки и находит единственно верный путь. Ведь счастье и жизнь не купишь за монеты!

Поставил этот замечательный спектакль режиссер Вадим Смирнов, который после работы в Нижнем Новгороде уже много лет успешно возглавляет в Оренбурге театр кукол, но, как видим, не забывает корней. В спектакле выдержан немецкий стиль и применен тот же площадной прием, только сделан он тонко и изобретательно, с единственной декорацией-трансформером. Действие получилось атмосферным, наполненным живым исполнением баллад и народных песен – держит зрителей в напряжении весь час.

Экспериментальные постановки, ансамблевое исполнение, трудолюбие и любовь к профессии – вот те качества, за которые зрители любят этот театр. 

Ольга Николаева. Фото предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате