Русские дуэли, как известно из истории нашего государства, это ритуал решения конфликтов, который существовал с середины XVIII до середины XIX века. Но даже после того, как они были запрещены, и дуэлянтам вместе с секундантами, нарушившим воинский устав, грозило суровое наказание, мужчины, желавшие защитить свою честь, еще долго продолжали бросать обидчику перчатку. Соблюдались и прочие правила смертоносного поединка.
Шерше ля фам
Соперничество мужчин из-за женщины было едва ли не главной причиной дуэли. Конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно…
Минуло без малого двести лет со времени последних дуэлей, когда старший следователь Городецкого межрайонного следственного отдела СУ СК России по Нижегородской области лейтенант юстиции Алина Данилина поведала мне историю этой, современной, «дуэли». Перчатку здесь, конечно, никто не бросал, потому что по причине теплой погоды зимние перчатки в ту пору еще не достали с антресолей. Секундантов тоже не было, некому было скомандовать: «Сходитесь!». Да и где там было сходиться-расходиться нашим дуэлянтам, если поединок состоялся в тесной бытовке между автомастерской и автомойкой?! Но причина была та же – жительница славного города Заволжье, волоокая блондинка с местного моторного завода.
Итак, поначалу, как это часто бывает, ничто не предвещало беды. Двое мужчин, один из них – временный сотрудник этого автокомплекса, второй – его гость, который пришел навестить товарища и распить с ним бутылочку горькой. Третий тост, как водится, подняли за любовь. И тут гость разоткровенничался, рассказывая о своем романе с некой дамой. Когда принимающая сторона понял, о ком идет речь, он воскликнул:
– Это моя женщина!
– Умойся, она моя! – грубо ответил гость.
Из дуэльного кодекса:
«Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала...».
– Завязалась драка, – рассказывает Алина Вадимовна. – Нетрезвые соперники мутузили друг друга, нанося удары кулаками и ногами….
Когда хозяин бытовки понял, что силы покидают его, он схватил со стола нож, которым бывшие друзья каких-то полчаса назад резали колбасу, и что было сил вонзил его в грудь ненавистного теперь врага.
Из дуэльного кодекса:
«Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами). Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта...».
Двести лет спустя
Из дуэльного кодекса:
«Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли –равенство соперников. Драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству...».
Как видите, условия дуэли с тех пор претерпели некоторые изменения. Но равенство соперников было налицо. У обоих не было ни дома, ни семьи, ни постоянной работы. Оба имели в послужном списке проблемы с законом. И оба имели одинаковые привычки – пить, курить, материться, драться и т. д. Но то, что придется делить на двоих одну женщину, выяснилось только в этот злополучный вечер. Примечательно, что сама женщина при этом не присутствовала, в дальнейшем уголовном деле не фигурировала и вообще, как говорится, ни сном, ни духом...
Из дуэльного кодекса:
«Драться могли только честные и благородные люди, те, кто ранее никак не запятнал свою репутацию...».
Почему-то припомнился Грибоедов, которому, кстати, тоже на дуэли прострелили палец: «Дистанция огромного размера...».
Поистине, время меняет людей. Научно-технический прогресс сводит на нет тонкие душевные материи. И даже такие, казалось бы, незыблемые понятия, как любовь, дружба, честь, благородство уходят в историю, как вода сквозь песок.
Из описания одной известной дуэли:
«Секунданты отмерили 30 шагов. Затем Глебов, секундант Мартынова, бросил шапку к ногам, Васильчиков откинул её чуть дальше. Пистолеты зарядили. Лермонтов с весёлым и очень спокойным выражением лица выстрелил в воздух; Мартынов – ему в грудь...».
Испытательный срок
Главный фигурант уголовного дела, которое сегодня расследует старший следователь Данилина, имел очень неубедительную трудовую книжку, поэтому разнорабочим в автомастерскую его взяли с испытательным сроком. По иронии судьбы этот срок истекал через три дня после случившегося.
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, 26 ноября 2022 года в вечернее время в автомастерской, расположенной на улице Баумана города Заволжье, в ходе ссоры между мужчинами 38-летний подозреваемый избил, а потом нанес ножевое ранение своему знакомому. Утром 27 ноября, обнаружив, что 43-летний потерпевший скончался, подозреваемый скрылся с места преступления...».
Проведя ночь рядом с убиенным, он проснулся поутру и, обнаружив лежащее на полу бездыханное тело, почти вспомнил, что было накануне. Но, покинув бытовку, к обеду окончательно протрезвел и сам явился в местное отделение полиции. Уголовный кодекс знал не понаслышке и, видимо, очень надеялся, что срок по статье «Убийство» за явку с повинной могут скостить.
– В ближайшее время ему будет предъявлено обвинение, – сообщила Алина Вадимовна.
...В артикуле Петра I, запрещающем дуэли, значилась приписка: дуэлянтам, кроме наказания, грозила и конфискация имущества. Увы, и тут не повезло! За всю свою жизнь оба современных «дуэлянта» ничего не нажили, оставив после себя разве что автографы в полицейских протоколах.
Так как будущего у них не было, то жили они сегодняшним днем. И этот день закончился в ночь с 26 на 27 ноября.
Из дуэльного кодекса:
«После окончания поединка все разногласия противников считались улаженными, а честь – восстановленной...».
Татьяна Чинякова. Фото nnovgorod.sledcom.ru