Призрак кризиса все еще бродит по миру и будоражит «верхи» и «низы».Осенью
Неприятные звоночки
Но знаете, бывают такие нехорошие звоночки, на которые мы чаще всего не обращаем внимания, а потом, когда уже собственно наступают неприятности, начинаем припоминать:
Он предложил обратить внимание на следующие факты:
— каждый десятый американец, владеющий жильем, просрочил платежи по ипотечным кредитам в первом квартале 2010 года (это рекорд);
— каждый шестой американец либо безработный, либо имеет неполную занятость;
— почти половина безработных американцев не может найти работу уже более 6 месяцев;
— каждый четвертый американец выплачивает ипотеку за жилье, рыночная стоимость которого сейчас меньше, чем в момент покупки;
— расходы по каждой десятой американской кредитке были списаны (рекорд);
— на каждую открытую вакансию в США претендуют пятеро;
— госдолг США существенно больше официального, в частности, в связи с особенностями учета средств и схемы работы институтов социального обеспечения. У страны огромные обязательства по будущим выплатам пенсионерам, особенно из поколения
Признаки замедления роста экономики умножились, участники рынка опасаются возможности повторной рецессии, предупреждают клиентов аналитики Goldman Sachs. Вероятность повторного спада выше 50 процентов, полагает профессор Йельского университета Роберт Шиллер. В ближайшие 1,5 — 2 года шансов на вторую волну кризиса больше, чем на восстановление, считают экономисты Федерального резервного банка
И все это, по мнению Розенберга, указывает на то, что «поздно пить боржоми»: подписанный законопроект о реформе американской финансовой системы ситуацию уже не спасет. Кстати, и в самой реформе есть недостатки.
А у нас аукнется
Казалось бы, все красиво. Реформа предусматривает:
— создание совета из представителей регулирующих органов США для отслеживания системных рисков в финансовой системе, в том числе деятельности системообразующих финансовых организаций и процессов возможного формирования «пузырей» на рынке;
— наделение Федерального резерва функциями по надзору за крупнейшими финансовыми институтами;
— наделение правительства правом брать под контроль проблемные финансовые организации, увольнять их руководителей, проводить реорганизацию;
— создание органа по защите прав потребителей на финансовом рынке, призванного предотвращать появление опасных для потребителей кредитных продуктов;
— создание механизмов регулирования рынка производных инструментов, повышения его прозрачности за счет создания механизмов биржевой торговли;
— введение системы надзора для
Барак Обама заявил, что «благодаря этому закону американский народ больше никогда не попросят оплатить счета за ошибки
И даже если республиканцы ошибаются, новые правила, предписанные законом, еще не до конца начали действовать. У регулирующих организаций, специализирующихся на банках и рынках, есть еще до двух лет на то, чтобы ввести новые стандарты. Это создает неопределенность и позволяет финансовым компаниям активно лоббировать свои интересы в обход реформы.
Кроме того, те два года, что отводятся на становление нового порядка, кризис ждать не будет. Кстати, очередной срок, который для него устанавливают финансовые прогнозисты, осень 2010 года.
Чего же ждать нашему гражданину, если там, за океаном, разразится вторая волна кризиса? Как аукнется ситуация в России?
Измученный первой волной кризиса министр финансов Алексей Кудрин в начале года откровенно заявил: на вторую у нас денег нет. Первым ударом в 2008 году резервный фонд исчерпан более чем наполовину.
Финансовые аналитики тут же подмечают, что эти деньги были потрачены не самым практичным образом: они не пошли на восстановление и укрепление производства в стране, на сохранение и увеличение рабочих мест, расширение торговли отечественными товарами. Наша создавшаяся стабильность зыбка и призрачна. Деньги ушли в банки, которые
В гробу видали мы кредиты
На прошедшем в Нижнем Новгороде в конце августа XI Всероссийском банковском форуме банкиры признали, что кредитование как населения, так и организаций идет гораздо меньшими темпами, чем ожидалось. Притом что за полгода кредитный портфель российской банковской системы увеличился всего на 2,6 процента, на 8,8 процента выросла просроченная задолженность и на 9,3 процента — отложенные резервы на возможные потери по ссудам.
Да, в июне 2010 года снижение просроченной задолженности банки заметили (впервые). Но что такое выплаченные пять миллиардов рублей задолженности по сравнению с оставшимися 1104,1 млрд?
Таким образом, говорить об устойчивом переходе кредитования в стадию роста преждевременно.
— Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что мировой кризис начинает приобретать затяжной характер, особенно с учетом проблем в ряде европейских стран. Для России, отстающей от развитых государств и в техническом развитии, и в уровне потребления, это может играть крайне негативную роль, — заявили собравшиеся в Нижнем банкиры. — Положение в нашей стране усугубляется тем, что прикрылись докризисные источники пополнения российской экономики.
Речь, в частности, идет о застопорившемся рынке жилой недвижимости. Заемщики стали намного осторожнее в обременении себя финансовыми обязательствами. Компании же проводят сделки по слияниям и присоединениям лишь за счет собственных, но не заемных средств. А собственники предприятий крайне неохотно инвестируют в их модернизацию и расширение. В свою очередь подобная экономия на прогрессе однажды приведет к сокращению экспортных доходов России.
Положение осложняется тем, что во время кризиса государство оказало выборочную помощь — в первую очередь крупным банкам. Между тем доступными банковские услуги могут быть лишь в условиях здоровой конкуренции. Но о какой конкуренции, а следовательно, доступности может идти речь, если большинство банков подобными преференциями со стороны государства обойдены?
В тени черного нала
На нижегородском банковском форуме финансисты пришли к выводу, что для успешного развития отечественной банковской системе предстоит в ближайшие три — пять лет погасить привлеченные во время острой фазы кризиса дорогие ресурсы и разработать новые стратегии развития бизнеса.
И ключевым показателем успешности выхода российских банков из кризиса является, как нетрудно догадаться, увеличение кредитования.
Между тем программы поддержки малого и среднего предпринимательства остаются под вопросом.
— Реальность такова, что значительная часть российского малого и среднего бизнеса в своей деятельности использует теневые схемы. Соответственно кредитование этого сегмента экономики сопряжено со значительными рисками, — вздыхают банкиры.
По мнению участников форума, наша экономика взбодрится, если на протяжении следующих пяти лет темпы прироста основных показателей банковской системы будут составлять около 15 процентов в год.
Так, по мнению банкиров, изменить ситуацию к лучшему могут кредиты, выросшие с нынешних 19,9 трлн рублей до 45,5 трлн в 2015 году. Вклады граждан помогут, если поднимутся с 7,5 трлн целковых в 2010 году до 15,5 через пятилетку, а депозиты организаций — с 9,3 до 21,4 трлн.
Сегодня же, наученные опытом кризиса, банки запасаются наличностью в ущерб развитию кредитования. Тем более что прогнозы о том, что предоставление банкам избыточной ликвидности вызовет взрывной рост инфляции, не сбылись.
Должников — в бараки!
Получив неоценимый опыт борьбы с кризисом и его последствиями, не осмеливаясь отрицать возможность рецессии, сегодня российские банки спешат подложить себе соломки на будущее.
Прежде всего, они очень хотят внести изменения в законодательство. Например, официально ввести понятие «долгосрочного банковского вклада» и особый порядок его преждевременного изъятия. То есть, однажды положив свои деньги, взять их в ближайшее время клиент уже не сможет. Такая мера позволила бы во время активной фазы кризиса поддерживать кредитование.
С сентября
В связи с этим кредитные учреждения, если называть вещи своими именами, попросту жаждут крови. Их беспокойство вызывает числящееся на их балансах заложенное имущество заемщиков, и в первую очередь недвижимое.
Гобсеки убеждены, что дела о взыскании задолженности рассматриваются слишком долго, что судьи часто встают на сторону заемщиков, что исполнение решений судов затягивается. Отсюда лоббирование реформы судебной системы.
Больше того, внимание муниципалитетов они пытаются заострить на создании маневренного фонда жилья для должников, заложивших свою недвижимость при оформлении ипотеки. Другими словами, не расплатившихся по ипотеке в обозримом будущем может ждать массовое переселение в сараи со всеми воображаемыми удобствами.
А в довершение банки хотят легализовать коллекторов — организации, не имеющие никакого отношения к государственным судебным приставам, но по соглашению с теми же банками выбивающие всеми правдами и неправдами долги с заемщиков.
Как себя обезопасить
В наступившие непростые времена этот вопрос волнует обывателя больше всего.
— В первую очередь, никаких кредитов и поручительств по чужим кредитам, — говорит нижегородский юрист Максим Бебенин. — Ну и, конечно, необходимо создавать свой собственный «резервный фонд».
Но если копить сбережения на очередной черный день, то ведь нужно определиться, в какой валюте. Как следует из вышесказанного, кризис будет в стране с долларовой валютой. Однако до сих пор наше государство в собственных же интересах доллар поддерживало. Кроме того, со всеми странами, кроме Белоруссии, мы продолжаем рассчитываться за энергоносители в долларах.
— Но есть политики, которые предсказывают возможный уход России от долларовых расчетов, — говорит секретарь Нижегородского отделения Института проблем глобализации Иван Сосновский. — Поэтому доллар сейчас под большим вопросом. Даже русские банковские клерки в Интернете разразились обсуждением… одной из серий программы «Мультличности», где персонаж, напоминающий Барака Обаму, при выдаче ему денег сказал: «Мне лучше в евро».
-«Почему?» — «Скоро узнаете…»
Евро между тем действительно подрос. Хотя в странах еврозоны ситуация также противоречивая. Греция который квартал в рецессии, темпы восстановления Испании не оправдали прогноза, Португалия опасается банкротства, в тяжелом положении Италия.
А на рубль сейчас биржевики не ставят — по причине природных катаклизмов в России игроки на покупку рубля не настроены.
Поэтому сейчас самые осторожные финансисты советуют вкладывать сбережения в золото и недвижимость.
Людмила МАЛЕЕВА, Елизавета КОРШУЛЬ.