В Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Нижний Новгород – Арсенал) открылась выставка «Названо Вазари. Возрождение», посвященная эпохе Возрождения и ее интерпретациям в искусстве последующих эпох, от XIX века до сегодняшнего дня.
Классика во плоти
Гармоничность размещения выставки в Нижегородском кремле отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Ведь кремль –тоже детище эпохи Возрождения, к тому же еще и выстроенный при участии итальянских мастеров.
Участие в церемонии открытия приняли заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович, директор Пушкинского музея Марина Лошак, директор Арсенала Анна Гор, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых.
«Возрождение» – вторая часть трехчастного выставочного проекта «Названо Вазари». Первая, «Готика», состоялась зимой 2021–2022 годов, третья часть, «Маньеризм», запланирована на осень 2023 – зиму 2024 года.
Собственно, название проекта отсылает к имени Джорджо Вазари – итальянского художника, архитектора, историка искусства, впервые предложившего деление истории искусства на три больших периода. Им и посвящены три части проекта.
Как и «Готика», «Возрождение» объединяет экспонаты из коллекций Пушкинского музея и произведения современного искусства: живопись и графику, книги, медали, монеты и прочее. Среди экспонатов – гравюры Андреа Мантеньи, Агостино Венециано, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, графические произведения по рисункам Филиппино Липпи и Рафаэля Санти и других мастеров, имена которых нам известны со школьной скамьи. Много мадонн с младенцами, портретов знаменитых современников, много евангельских сюжетов. Рядом с увесистыми медалями – крохотные, потемневшие от времени монетки с неровными, словно обгрызенными краями. На стенах разместились пустые табернакли – впрочем, весьма нарядные и изысканные. Представлены даже книги Джорджо Вазари, те самые «Жизнеописания…», давшие название проекту. Здоровенные такие томищи, переплетенные в блестящую нарядную кожу.
Подделыватели и последователи
Интересно, что мастера эпохи Возрождения не просто вдохновлялись античностью, но порой и мастерски подделывали ее. Занятный пример – «Голова мальчика с локоном Изиды» Пьера Якопо Алари Бонакольси. Изначально работа была атрибутирована как античная. Но в 1975 году искусствовед, специалист по эпохе Ренессанса, научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Михаил Либман разглядел на ожерелье надпись, сделанную как бы латинскими буквами. При попытке расшифровки она оказалась бессмыслицей, чего в античную эпоху, конечно же, быть никак не могло. Дополнительные исследования позволили сделать вывод, что вещь была сделана в эпоху Возрождения – но «под античность».
С историческими экспонатами, датируемыми XV-XVI веками, соседствуют работы отечественных художников – наших современников, вдохновленных ренессансной культурой. Тут, конечно, все уже не так однозначно, но параллели налицо. Летят, пронзенные стальными стрелами божественного света, цементные облака Петра Белого. Множится профилями «Портрет андрогина» Егора Крафта, созданный совершенно в духе античных изваяний. В «Окно XIV» Ивана Чуйкова мы видим градиентный квазипейзаж – он напоминает о пейзажах художников Возрождения, открывших воздушную перспективу.
Экспозиция оформлена в виде длинной анфилады, коридора погружения, который заканчивается открытым пространством – бесконечно углубляющими перспективу зеркалами и видео Александры Митлянской «По направлению к Борромини» и «Полдень». Рим вечен, совершенен и нерушим, он словно точка отсчета, и кто знает – быть может, грядут еще Ренессансы?
Выставка открыта до 9 апреля. Время работы с 12.00 до 20.00 ежедневно, понедельник – выходной. 12+
Мария Федотова. Фото Алексея Манянина, «День города»