Музыкальные шедевры в Пакгаузах были исполнены на раритетном инструменте

Музыкальные шедевры в Пакгаузах были исполнены на раритетном инструменте

В конце декабря в концертном зале в Пакгаузах на Стрелке состоялся концерт «Фортепианная классика на историческом инструменте». Звучал рояль ERARD – оригинальный инструмент, созданный в Париже в 1848 году (его привезли специально в Нижний Новгород). Народный артист России, профессор Московской консерватории Алексей Любимов исполнил на нём шедевры В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Л. Бетховена, среди которых «Лунная» и «Патетическая» сонаты.


О музыке – устами мастера

После концерта Алексей Борисович пригласил всех желающих остаться для беседы о музыке разных эпох и ее исполнении на исторических инструментах. Вел беседу художественный руководитель Нижегородского государственного театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Алексей Трифонов. 

Это было потрясающее по простоте, доступности, глубине и аристократизму действо. Как будто собрались на Парнасе служители Аполлона, Музы и все причастные к высшим сферам и просвещали неофитов… Как здорово, что в таком, казалось бы, цифровом и рассудочном веке, как наш, есть место живым звукам музыки, идущим из позапрошлого столетия, и разговорам об этой музыке от сердца к сердцу. Порядка половины зрителей стали участниками такого духовного пира, имея возможность задать вопрос профессору.

«Алексей Борисович Любимов – один из самых известных в мире исполнителей на исторических инструментах. Ему посчастливилось учиться у таких звезд российской фортепианной школы, как Генрих Нейгауз и Мария Юдина, а затем привнести свой неповторимый стиль в исполнение композиторов всех эпох – от барокко через классицизм и романтизм к авангарду. Ему одинаково подвластны гигантские полотна Баха и миниатюры Шопена, страстность Бетховена и острота Уствольской», – рассказал присутствующим Алексей Трифонов.

Струны прямые и перекрестные

«Создатель рояля, на котором мне довелось сегодня играть, Себастьян Эрар – это, наверное, самый известный из французских мастеров первой половины XIX века, – отметил Алексей Любимов. – Он начинал работать еще в конце XVIII века, у него есть большие концертные инструменты, салонные, как привезенный в Нижний рояль, а также маленькие прямоугольные фортепиано. Один инструмент Эрара, кстати, был послан Бетховену в 1806 году, и Бетховен сочинил за ним несколько сонат. Но рояль Эрара начала XIX века был не похож на этот, он был шестиоктавный с довольно хрупкой механикой и сравнительно нежным звуком. Эрар, кстати, был знаменит тем, что постоянно вводил новшества и совершенствовал свои инструмен­ты. В 1822 году он внедрил так называемую двойную репетицию в механику инструмента, благодаря которой стало возможным исполнение любых повторяющихся нот, быстрых трелей и других технических трюков и задач».

Особенность привезенного в Нижний рояля в том, что это еще прямострунный ин­струмент. Перекрестная натяжка струн была введена в 1860-е годы, хотя в Европе до 1890-х годов сохранялись прямострунные конструкции, так как они обеспечивают разнотембровость инструмента, благодаря чему на нем можно легко создать имитацию оркестра. Надо сказать, что принципы звучания оркестра с течением времени тоже менялись: в XVIII веке инструменты в оркестре звучали достаточно индивидуально, а к концу XIX века – слаженно, как один голос.

«Мне очень приятно, что в Нижнем Новгороде прозвучал такой исторический рояль, поскольку в России не так много сохранившихся оригиналов, –признался Алексей Любимов. – Хотя есть копии зарубежных мастеров, и весьма качественные. Вообще, XXI век – это эпоха экспериментов со старой музыкой. В течение ХХ века происходило возрождение исполнительства старинной музыки, освобождение исполнителей и исследователей от наслоений предыдущих эпох: романтизма, модернизма и т.д. В конце ХХ века мы оказались на перекрестке всех эпох, всех возможных инструментов и всех стилей. И, очищая исполнительство от более поздних стилей и влияний, мы тем не менее понимаем, что содержим внутри нашей музыкальной памяти последующую музыку. То есть, играя музыку на инструменте времени Моцарта, мы знаем, что прошли эпоху Шумана, Шопена и даже Рахманинова. И тем не менее старинные инструменты позволяют нам проводить эти эксперименты».

Рояли, как котята

Привезенный в Нижний инструмент – находка мастера Алексея Ставицкого, который присутствовал на концерте в концертном зале на Стрелке.

«Мне кажется, что судьба роялей – как у котят: они сами идут и ищут хозяина, хотя может показаться, что это связано с большим количеством денег, которых у меня и нет, – рассказал пианист-реставратор. – Мечта всякого коллекционера и пианиста – иметь инструмент шопеновского времени, то есть середины XIX века. Рояль ERARD попал ко мне случайно, приехал из Рыбинска в Москву в мастерскую. Этот инструмент почти полностью сохранился, что бывает редко. Он был сильно побит снаружи и выглядел неисправным, и я боялся его открывать, так как понимал, что это потребует несколько месяцев упорного труда. Но оказалось, что у него только три не оригинальных струны. И вы, нижегородские слушатели, – немногие свидетели звука абсолютно того времени. А ведь это будет недолго, так как пианисты будут играть на этих струнах, и они будут рваться, и их придется менять. И я поздравляю вас и себя с тем, что прошлое – рядом с нами и рассказывает нам самые правдивые истории».

Окно в сердце города

Символично, что концерт на рояле XIX века прошел в зале, созданном внутри конструкции выставочного павильона этого же века, также случайно обнаруженной в портовом пакгаузе и сохраненной для будущего. Архитекторы сделали в восточном торце зала масштабное окно, в которое во время концерта можно видеть огни авто, движущихся по Нижневолжской набережной, Блиновский пассаж на Рождественской, слева выше – кремль, справа – набережную Федоровского.

А люди, гуляющие на Стрелке, когда окно не зашторено, видят в нём сцену с играющим на инструменте пианистом и дальше – зрительный зал. Они видят музыку и могут лишь догадываться, как она звучит...

Многие московские эксперты в сфере культуры считают концертный Пакгауз в Нижнем одной из лучших площадок страны, а окно, в которое можно видеть сердце города, – самым оригинальным архитектурным решением. Они приезжают сюда на концерты, которые за последние полгода буквально взорвали творческую атмосферу нашего города, а потом публикуют восторженные отзывы. Как здорово, что у нас есть возможность бывать на этих концертах, слушать уникальные программы и видеть, чувствовать, как раздвигаются пространства – культурные, архитектурные, исторические... 

Светлана Высоцкая. Фото предоставлены организатором – «Нижний 800».

Следите за нашими новостями в удобном формате