Земная история божьей обители

Белобрысый мальчишка в ответ на наш вопрос, как найти нам Евгения Васильевича Ионова, сразу же указал на справный кирпичный дом аккурат против церкви. Под тенистыми деревьями жара сказывалась все равно, но в темных сенях уже царила прохлада. Ни на звонок, ни на стук отклика не было. Однако дверь открыта. - Заходите, если с доброй душой, - прозвучал в глубине комнаты голос крепкого на вид мужчины с седой окладистой бородой. В окне за занавеской белеет силуэт восстанавливающегося храма, который стал обителью души совестливого перед собой и людьми человека, благодаря которому укрепляется вера жителей воротынского села ОгневМайдан. И укрепился дух самого Евгения Васильевича, посвятившего теперь жизнь свою святому делу.
Переведи меня через Майдан...
В августе 1991 года церковь Иоанна Предтечи представляла собой зрелище скорбное. По словам Ионова, все равно что Белый дом в Москве после штурма. Это и немудрено. Как только не использовали здание после военного лихолетья. И склад колхозный здесь стоял, и витаминно-травяную муку для скота готовили, и пилорама работала. Былое убранство нарушено почти полностью, иконостас разобран, церковная утварь растащена, колокола сброшены. В середине 70-х молния угодила прямо в шпиль, вызвав опустошительный пожар.
В 1993-м, когда, благодаря стараниям Ионова, районная администрация наконец дала добро на восстановление храма, два "КамАЗа" мусора вывезли из приделов и алтаря. Застывавшую десятилетиями здесь груду цемента около года разбивали ломами и кувалдами. Брошенные прямо на пол сгнившие доски скрывали под собой рисованную на холсте икону Пресвятой Богородицы, распластанной ликом вниз под почти полуметровым слоем грязи, оставленной несколькими поколениями людей без святой веры и совести. Ногами по ней ходили. Это уже было предзнаменованием для Ионова, поскольку именно Богородица и явилась к нему во сне в 1991 году и указала неискушенному тогда в вере и знании церковных обрядов скромному водителю дело его дальнейшей жизни. Осталось только перейти ту грань, отделявшую его от храма, снести - и такое было тоже - насмешки односель чан и равнодушие многих власть имущих. Для того чтобы найти свою дорогу к истине, которая вроде бы и рядом, рукой подать, только перейди через майдан, а на деле оказалась так далеко от идеала совершенства веры и духа.
- Знать, такое испытание назначено господом, - Евгений Васильевич несуетлив и спокоен, - храм наш поднять.

От сна до яви

Первым делом поехал он в 1993-м в Воротынский Сбербанк. Бога молил, чтобы быстро обесценивавшихся тогда личных сбережений хватило на оцинкованное железо для кровли. Сопровождал его простой водитель Василий Федорови ч Парегин. С тех пор список добровольных помощников и стал расти. Медленно, но верно.
- В сельском магазине вывесил обращение к народу, - вспоминает Евгений Васильеви ч. - Те, в ком вера еще жива осталась, большими средствамито не владели. И возраст, и хватка не та. Пожертвования начинались с копеек.
Но это было уже кое-что. Вторым мощнейшим духовным стимулом стал и тот факт, что из ликов четверых евангелистов - апостолов Луки, Матфея, Марка и Иоанна, фрески с изображениями которых также ранее украшали огнев-майданскую церковь, уцелело только одно. И именно Иоанна Богослова, в честь которого, собственно, она и была наречена в конце XIX века. Не иначе, как провидение. Когда с помощью и благословением тогдашнего местного благочинного отца Иоанна Граузиса восстановили два аналоя и две иконы, начались приготовления к службе. На пасхальной неделе 2000 года, ровно через сто пятнадцать лет после первого, храм Иоанна Богослова открылся во второй раз.
К полноводью...
- Да не оскудеет река веры сей, - таким напутствием некогда провожали в путь в святые земли Иерусалима странников.
Похоже, и пути к скромному храму Иоанна Богослова в Огнев-Майдане полнятся новыми тропами.
Как и обновляется его убранство.
С неизменным благоговением Евгений Васильевич отворяет тяжелые двери. На церковной паперти фрагменты нового силикатного кирпича затейливо переплетаются со старой кладкой. Устремляется наверх лестница на звонницу. Выложенные плиткой полы поблескивают под лучами проникающего сквозь новые оконные рамы солнца. Выкрашенный голубой краской клирос остается за нашими спинами. Иконостас тоже отражает временные отличия. Уцелевшие лики конца позапрошлого века и совсем свежие изображения находятся рядом. Справа под уходящим ввысь девственно белым куполом строго взирает на нас сам Иоанн Богослов.
- Полнится храм. На родное место аж из Сочи вернулась вместе с земляком, теперь псаломщиком Геннадием Севловым сохраненная его семьей икона Святой Троицы. С помощью другого земляка, предпринимателя Николая Прозорова, приобретена утварь, две ризы: белая - к Рождеству, красная - к Пасхе.
- Около ста тысяч рублей задолжал приход Прозорову, - сетует Ионов, у которого каждая копейка на строгом счету. - Скопилась недавно у нас сумма в восемь тысяч рублей. Предлагаю ему. А он мне: "Не торопись, Евгений Васильевич. Или деньги не нужны? Нужны. Надо еще и ограду вокруг поставить. И отопление газовое наладить. И депутат Валерий Антипов вроде бы намерен помочь прихожанам. И народ местный все более поворачивается лицом к храму. Чтобы жила вера. Чтобы было нам по вере нашей?
Николай КОЖИН.
Фото Владимира ПОЛЫГАЛИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате