Война дворцам, дорогу - клубам

Война дворцам, дорогу - клубам

В театральном зале сломана сцена. Запыленный и заваленный хламом, он как будто хранит еще голоса участников и зрителей театрального действа, аплодисменты и шелест занавеса. Чудится: вот прозвенит первый, второй звонок, и зрители потянутся в зал…

Причуды «ленинского» склепа

ДК им. Ленина, построенный в 1928 году, без серьезного капитального ремонта и реставрации как-то досуществовал до нашего времени. Это не простое здание, а объект культурного наследия, одно из крупнейших в городе культурно-зрелищных заведений с основной площадью около 9000 кв. метров. Концертный зал на 1325 мест, оборудованный уникальной системой акустики, по размерам не уступал лучшим городским сценическим площадкам. Здесь с успехом шли гастрольные спектакли ведущих театров страны, в 70 — 80-е годы запросто можно было увидеть постановки московского «Современника» и театра «У Никитских ворот». Колоссальный полифонический эффект производила на сцене концертного зала рок-опера «Юнона» и «Авось». Здесь находились кинотеатр и хорошая библиотека с читальным залом. В подвале с левого торца здания располагался ресторан «Лира». Трех этажей вполне хватало и для малой театральной сцены, многочисленных танцевальных, вокальных, театральных, художественных и технических кружков.

Увы, все это осталось в прошлом. В 1993 году выделение средств на содержание Дворца культуры прекратилось, а вскоре были отключены отопление и освещение, почти полностью перестали действовать водоснабжение и канализация. Посыпались краска и штукатурка…
В таком виде в 2000 году ДК стал собственностью города. Здание, не соответствующее ни одной из существующих норм, в 2008 году было закрыто. В результате технического обследования, проводившегося год назад, выявлены такие дефекты, как «сверхнормативный прогиб и разрушение плит перекрытия», разрушение опорных балок, поражение гнилью деревянных конструкций, коррозия всех конструктивных металлических элементов. Ослаблены фундамент и несущие стены, состояние некоторых участков крыши оценивается как «недопустимое», то есть полностью отсутствует. Потенциальные инвесторы решили не рисковать. Сносить и выстраивать на его месте новый или реконструировать сей культурный объект власти пока не решили. Так что стоит ДК как могильный склеп, как печальный «волжский утес», как мавзолей того, чьим именем назван, с замурованными входами-выходами, и стоять ему так при теперешнем положении дел, возможно, до скончания века.

Вот вам уши мертвого осла

Крайне печальна судьба блаженной памяти ДК им. Маяковского, что на улице Перекопской, 12, бывшего в собственности ОАО «ЗЕФС», благополучно почившего в бозе после процедуры банкротства вместе со всей инфраструктурой зимой 2001 года. Еще в конце 80-х годов он был признан не соответствующим противопожарным нормам, вскоре был закрыт, а в конце 90-х здесь случился пожар. Сейчас он находится в долевой собственности двух правообладателей.

На месте бывшего кинозала без окон и дверей с отсутствующей крышей бесстыдно навалены кучи мусора, и за прошедшее время успели уже вырасти деревья 4-метровой высоты.
Один из хозяев, предприниматель Виктор Басов, рассказал:
— Правая половина — моя. Внутренняя отделка практически закончена. Почему долго идет ремонт? Я два года добивался только разрешения администрации на землю. Невозможно договориться даже на условиях совместной деятельности. Что здесь будет: раньше думал, что будут кружки, а сейчас не знаю. Но старое название я бы не оставил.

Похожая картина с ДК им. Свердлова, проданным в 2007 году облсовпрофом частному лицу: хотя кружки там и сохранились, «теплее» от этой продажи горожанам на Большой Покровской не стало, в нем прохода нет от магазинов. Неудивительно: так возвращаются средства, затраченные на покупку.
Такое наследие, как от «ЗЕФСа», незабвенный герой Бендер называл «от мертвого осла уши», то есть фактически ноль, нечто, невыгодное с точки зрения коммерции. Но ведь купили же, что-то делают, значит, ждут и надеются. Так и научатся бизнесмены вкладывать в будущее, в нашу с вами культуру — глядишь, и заслужат в будущем памятник от благодарных потомков.

Двойники-братья

Существует пропорциональная доходам связь между состоянием владельца и его культурного собрата. Рентабельное предприятие склонно больше заботиться о культуре. А если собственник закрывает цеха и распродает оборудование на предприятии, как ОАО «Красная Этна», это точно худой знак и ему не до своего культурного детища. В принадлежащем заводу Дворце культуры были своя библиотека, музей (ныне закрытый — а чем теперь гордиться?), кинотеатр, большая и малая сцены, детская спортивная школа, коллективы народного творчества. Теперь ничего этого нет, лишь, как подачка с барского стола, существует несколько студий для детей, хотя, когда они работают, непонятно: в шесть вечера входные двери запираются. Лучшие площади, естественно, заняты арендаторами. В помещении с огромным фойе работают только штатные директор и сменные вахтеры. А здесь проходят корпоративные вечеринки во время различных праздников. Видимо, просто больше негде.
ДК «Двигатель революции», находящийся в собственности ОАО «РУМО», преобразован в культурно-развлекательный центр «Каир», ставший чем-то вроде ночного клуба. Здесь, на месте, славящемся «стоянкой» проституток возле парка «Дубки», постоянно тусуется соответствующая публика.

Секреты успеха

Современный архитектурный стиль здания ДК «Красное Сормово» отлично сочетается с привлекательной внутренней отделкой. Здесь более десятка студий, ансамблей и коллективов для детей и взрослых: есть шоу-балет, брейк-данс, «восточный» клуб, художественная гимнастика, кружок гитаристов. В народный хор русской песни дважды в неделю приходят заниматься пением взрослые участники — служащие, студенты, рабочие, оплата 200 рублей в месяц идет на зарплату руководителю.

В ДК железнодорожников, являющемся структурным подразделением ОАО «ГЖД», есть платные и бесплатные кружки народного творчества — хореографии, бальных танцев, вокального и эстрадного пения, как для детей, так и для взрослых, а в ДК «Горький-Сортировочный» еще и популярный изокружок с замечательным руководителем. Здесь, как и в других культурных заведениях, — свободные вакансии руководителей кружков, желающих работать с детьми, с выделением помещения, но на условиях самоокупаемости.
А вот Дом детской культуры им. Бринского под грамотным и чутким руководством Людмилы Багировой просто процветает. Каких только занятий не предлагает он детской аудитории: вокал, фортепиано, флейта, хореография, изостудия, карате, футбол, хоккей, школа выживания, кукольный театр, театр моды…

— Весь педагогический состав укомплектован, все лето у нас проходят практику студенты пединститута. Группы переполнены, давно добиваемся, чтобы нам увеличили площади, — говорит замдиректора Елена Тюрина. В кружках и студиях Дома детской культуры занимается 1400 человек. Что стоит позаимствовать, в чем секрет успеха? Немаловажный фактор — местоположение в самом экологически чистом районе города, с целыми кварталами домов новой застройки. Просто нет в Верхних Печерах других домов культуры — вот и весь секрет, а молодых семей с детьми много.
И, наконец, главное — кто вкладывает средства? ДК им. Бринского, как и Дом творчества им. Маслякова (1000 воспитанников), финансируется департаментом образования, и размеры вливаний, конечно, другие. Так что департаменты культуры и образования, хоть и занимаются одним делом, в действительности довольно далекие родственники.

Перед «священной коровой»

Как сохранить баланс между частными, преимущественно материальными интересами и социальными потребностями горожан? Частная собственность — это та «священная корова», о которую в очередной раз спотыкаются муниципальные власти. Очевидно, что обязать коммерсанта усиленно заниматься развитием культуры, если тот считает, что заниматься ему этим невыгодно и обременительно, не получится.

— В связи с тем, что Дворцы культуры изначально были ведомственными, администрация не вправе повлиять на решение собственника продать их в частные руки, — говорит директор департамента культуры Нижнего Новгорода Сергей Горин. — Однако, учитывая социальную значимость таких объектов, муниципальные власти не раз обращались к собственникам с целью сохранения профиля культурных учреждений и работы в интересах нижегородцев. В случае необходимости администрация города готова в очередной раз провести консультации с владельцами объектов.

«Консультации» — как мягко звучит это интеллигентское слово. Чтобы сохранить эти заведения культуры, еще во время акционирования следовало бы передать их на городской баланс или хотя бы добиться права совместной собственности. Но, видимо, совсем не о культуре думала городская власть в те годы. А сейчас, когда существуют такие «неликвиды», как упомянутые «Дворцы», давно назрела необходимость выделить развитие культуры как приоритетное направление, создав под него законодательную базу, и на основании этого не консультироваться, а обязывать частных владельцев соблюдать определенные правила, прописанные в законах. А при их невыполнении предусмотреть условия передачи этих социально значимых объектов в муниципальную собственность.

— С 1991 по 2010 год в Нижнем Новгороде не закрыто ни одно муниципальное учреждение культуры, — констатируют в департаменте культуры областного центра, — более того, были созданы новые: театр им. Степанова, детский театр «Вера», ансамбль народной песни «Любава» и другие. С другой стороны, большинство Домов и Дворцов культуры строилось в 50-е годы и эти постройки, когда-то действительно казавшиеся дворцами на фоне двух — трехэтажных «народных строек» и «сталинок», теперь затерялись в окружении многоэтажек. Надо признать, что повсеместное и безмерное распространение видео и компьютера ощутимо уменьшило потребность в самодеятельных и творческих коллективах. А демографическая ситуация еще больше усугубила кризис в этой сфере. Культура должна нести праздник, что она в лице этих заведений долгие годы худо-бедно и делала. А какие чувства способен вызвать теперь громоздкий и облезлый Дворец-монстр?

Важный этап в работе с культурой — поиск нужного, заинтересованного инвестора, возможно, некоммерческой структуры. Возможно, стоит создать фонд восстановления Дворца культуры с участием юридических и физических лиц. Восстанавливали же всем миром церкви. Культура — не менее важное дело, способное объединить людей.
Может быть, не там идет поиск, если к восстановлению культурного объекта пытались «на конкурсной основе» привлечь компанию, занимающуюся ресторанным бизнесом? Но ведь сумели же найти меценатов для реставрации дома Рукавишниковых на Верхневолжской набережной, башни Шухова под Дзержинском, Павловского краеведческого музея.

Где «варится» сознание?

А если уж некоторые ДК стали до такой степени ненужными, отбросив ложный пафос, возможно, стоит перепрофилировать их в другие, более подходящие данному месту заведения. Став отчасти коммерческими, кинотеатры в современных условиях смогли стать прибыльными и сохранить зрителя. Чего ожидать, например, от ДК им. Маяковского, не входящего в список объектов культурного наследия — организации в нем выставочного зала, кафе, бильярда, фитнеса? С учетом того, что неподалеку скоро откроется новый физкультурно-оздоровительный комплекс, отбирающий у него часть функций. Но самое главное — необходима работающая программа, направленная на консолидацию и конструктивный диалог с хозяевами объектов культуры независимо от формы собственности.

Конечно, культура — не только Дворцы культуры, модные коллективы бальных танцев или какой-нибудь «Камеди-клаб». Это показатель того, как ощущает, как осознает себя нация в целом. Создание достойных условий для существования культуры — вот ключевой нацпроект, лежащий в основе и придающий силу любому общественному начинанию и развитию. И вообще: не пора ли российскому обществу в лице всех его представителей задуматься о своем существовании, очнуться от гонки за деньгами, добытыми любой ценой, тормознуть, как хотя бы на только что промелькнувшем крутом вираже с лесными пожарами?

Сергей КАРПОВ.

Кстати

По словам руководителя Управления охраны объектов культурного наследия Владимира Хохлова, для выполнения полного объема работ по реставрации здания ДК им. Ленина хватило бы 150 миллионов рублей. Первым делом достаточно выполнить противоаварийные работы, чтобы остановить процесс разрушения, а выделять средства и проводить восстановительные работы можно поэтапно. Почему-то администрация областного центра за десять лет владения этим объектом дожидается готового раскошелиться богатого дядю — частного инвестора.

Следите за нашими новостями в удобном формате