Школа сама научит…

Школа сама научит…

Уметь читать и писать детсадовцам теперь вовсе не обязательно.Не только слово «уроки», но даже программное понятие «занятие» специалисты дошкольного образования с этого года стараются не использовать. Вымарывают сию крамолу в отчетах, журналах и даже дневниках воспитателей.

Несмотря на то что пребывание в детских дошкольных учреждениях полноправно включили в систему образования, учить и преподавать там отныне воспрещено. Конкретно борьба идет со старыми представлениями, когда дети сидят за столами, пишут в тетрадках, выходят к доске, учатся читать и писать, а над ними довлеет педагог.

Приказ Министерства образования и науки № 655 определил систему государственных требований к структуре общеобразовательной программы для дошкольников. И теперь умение читать и писать на выходе из детсада — дело совершенно не первостепенное, этому должна научить школа. На первом месте отныне стоят формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, физических качеств, умение общаться. Готовность к школе по-новому определяется как развитие интеграционных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, в основном в процессе игры. Ребенок обязан освоить четыре направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

На конференции «Современная образовательная политика в области воспитания и обучения детей младшего возраста», состоявшейся вчера в НИРО, вопросы друг другу задавали не только работники детсадов, но и серьезные ученые. Например, никому не ясно, можно ли теперь использовать имеющиеся в детсадах программы (в том числе доморощенные, инновационные), если они уже не вписываются в новые рамки?

Ученые, представившие новую книгу-программу «От рождения до школы», сознались, что это не что иное, как переосмысление уже знакомой всем воспитателям Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.Васильевой, В.Гербовой, Т.Комаровой. Сама профессор, доктор педагогических наук из МГГУ им. М. А. Шолохова Тамара Семеновна Комарова не отрицала, что в предшкольном возрасте по этой программе ребят нужно знакомить с буквами, обучать грамоте и умению решать простые математические задачи. Но каким способом будут делать это детсадовские педагоги? Вероятно, на этот творческий подход к формам образования и рассчитано требование приказа: 80 процентов времени заниматься по общей схеме, 20 — по личным планам. Но и тут пока есть неувязки, так как, выпустив приказ, Министерство образования РФ еще не создало никаких уточняющих документов.
Все еще не решен вопрос так называемого «общего старта». Многие дети не посещают дошкольные учреждения, и не ясно, в чем они отстанут от «организованных».

Оцениваться «на выходе» полученные детьми знания будут, к счастью, не в виде тестов, а с помощью общей диагностики. Но вот взаимодействия в этом плане со школой не прослеживается. Перед первым классом ребенка в школе наверняка протестируют по всем параметрам. Попробуй не сумей сложить два и три!

Вера АРКАДЬЕВА.

Кстати

В систему дошкольного образования Нижегородской области входят 1183 детских сада, 65 начальных ступеней школы-детсада. А также 190 общеобразовательных учреждений, где есть группы дошкольного образования. Число мест для дошкольников в образовательных учреждениях региона составляет 119,7 тысячи.
В сельской местности посещает детские сады лишь половина детей дошкольного возраста. Обеспеченность местами в детсадах в среднем составляет 71 процент.

Следите за нашими новостями в удобном формате