Нижегородцы с нетерпением ждут метро, три станции которого должны появиться уже в ближайшие годы. Как изменится транспортная доступность? И готовы ли, особенно молодые люди, активно пользоваться метрополитеном? Об этом говорили на круглом столе по теме «Новое метро для нового поколения», который прошел в Техническом университете им. Алексеева (НГТУ).
Пересадочные хабы
Напомним, сразу две станции метрополитена будут строиться в нагорной части города. Они пройдут под землей на глубине не больше
15 метров. Это станции в районе площади Свободы и площади Сенной. Они станут продолжением уже существующей Автозаводской ветки. Контракт на их создание был заключен в 2021 году, а построить эти две станции предполагается до 2025 года.
В итоге поезда будут идти от «Парка Культуры» до «Сенной». Путь будет пролегать через метромост, а дальше через станции «Горьковская» и «Свобода». Конечная остановка расположится недалеко от канатной дороги. Под улицей Родионова построят разворотный тупик, а около торгового центра «Шоколад», на улице Белинского, – вентиляционную шахту.
По словам медиаменеджера телеграм-канала «Метро НН» Даниила Смирнова, стартовый котлован будет располагаться на улице Горького. Два проходческих щита пойдут навстречу друг другу, с Сенной и Горького.
Кроме того, уже сейчас заключен контракт на проектирование станции в Сормовском районе. Она появится на улице Станционной, примерно в 450 метрах от центра Сормова. Туда предполагается подвести автобусные маршруты, организовать перехватывающую парковку. Таким образом, по словам Даниила Смирнова, будет развернут и появится целый транспортный хаб. А пассажиры из других городов области, которые приезжают на электричке, сразу же смогут пересаживаться в метро, не выходя на улицу (пересадка по принципу «сухие ноги»). Проектирование планируют завершить уже летом 2023 года, после этого начать строительство.
Плюс для вузов
В исторической части Нижнего Новгорода новые станции метрополитена пройдут рядом с несколькими крупнейшими вузами. В связи с этим, на круглом столе встал вопрос: как изменится поведение молодежи после строительства метро в центре города?
– Поведение уже меняется, – считает заместитель заведующего кафедрой «Автомобильный транспорт» НГТУ Михаил Корчажкин. – В связи с тем, что станция метро позволяет добраться пешком до лингвистического и технического университетов, Университета водного транспорта, медицинского и педагогического университетов, соответственно студенты будут метро активно пользоваться. По нашим оценкам, количество поездок с пересадками должно значительно вырасти с введением новых станций метро.
С ним согласна и руководитель пресс-службы Нижегородского государственного лингвистического университета Марина Булгакова.
– Появление станции метро в непосредственной близости от нашего вуза значительно повышает шансы, что иногородние студенты выберут именно нас, – отметила Марина Булгакова. – Опрос, проведенный в наших группах ВК и Телеграм, показал, что примерно пятая часть студентов готова отказаться от автобусов в пользу метро и найти квартиру подешевле в заречной части города, поближе к метро.
По словам проректора Нижегородского архитектурно-строительного университета Светланы Лихачевой, в их вуз ездит много ребят, которые проживают на Бору. Поэтому появление станции «Сенная» сократит время в пути, от дома до места учебы.
Место встреч и квестов
Однако, как заметил профессор ННГАСУ Александр Иванов, метро своим расположением покрывает только небольшую территорию Нижнего Новгорода. В настоящее время – это 21 километр, с учетом новых станций – 28 километров. А площадь областного центра – больше 500 квадратных километров.
– Когда на Горьковском автозаводе в прежние годы работало гораздо больше людей, чем сегодня, на Автозаводской линии метро был хороший пассажиропоток, – объяснил выступающий. – Сейчас основной пассажиропоток идет в университеты, поэтому хорошо, что новые станции метро будут проходить мимо крупнейших вузов. Тенденция правильная. Но учитывая, что площадь города протяженная, важно, чтобы у людей была возможность пользоваться разными видами транспорта. Это означает, что ключевым элементом метрополитена должны стать пересадочные узлы.
То, что метро не основной вид транспорта, говорил и заместитель заведующего кафедрой «Автомобильный транспорт» НГТУ Михаил Корчажкин. По его словам, важны пересадочные тарифы.
Также участники круглого стола отметили, что в метро надо разрешить пускать пассажиров с велосипедами. Таким способом люди, которые на них передвигаются, могли бы сократить время в пути. Кроме того, собравшиеся предложили устроить в новых станциях около вузов, которые будут построены, специальное место для встреч молодых людей, обратить внимание на отсутствие интернета при поездках в данном виде транспорта.
Для молодежи метро нужно сделать не просто способом перемещения из точки А в точку Б, это может быть приключение, считает, блогер-урбанист, автор канала Moscow Walks Александр Усольцев. Он высказал идею о создании молодежного культа, собственной системы координат, уникальных «фишек», которые привлекут молодежь в метро.
– Например, в Москве проводились метроквесты, когда надо что-то найти на определенной станции. В Нижнем Новгороде их тоже можно проводить. Параллельно люди узнают историю, архитектуру. Еще вариант - коллекционирование транспортных карт. Они есть разные, в том числе и корпоративные. Сейчас в Москве за такими раритетами идет настоящая охота.
Участники круглого стола пришли к мнению, что новое нижегородское метро действительно может стать основным видом транспорта для молодежи. Особенно после получения Нижним Новгородом статуса Молодежной столицы России и начала реализации проекта строительства здесь IT-кампуса.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.