Создана семья, покорен и налажен быт, растут дети... И на внешнем фронте перемены только в лучшую сторону - успешной карьерой приумножается благосостояние. Все стало хорошо. И вдруг накатанная дорога утыкается в развилку. Не всегда и не у всех, но так, по крайней мере, произошло в дебютном фильме Авдотьи Смирновой "Связь".
Илья (Михаил Пореченков) проживает в Москве, Нина (Анна Михалкова) из Петербурга. Им за тридцать, но меньше сорока. У обоих, что называется, крепкие семьи, дочь и сын соответственно. У Ильи бизнес - два охотничьих магазина. Нина - рекламный менеджер в журнале. По службе они и познакомились, а когда с ними знакомимся мы, у них уже роман. Заметим, не просто флирт, а любовь. С планами на будущее. С бьющей через край жизненной энергией. До такой степени, что персонаж Михаила Пореченкова восторженно бормочет что-то вроде "я и не знал, что так бывает" - в таком- то "преклонном возрасте". Но обстоятельства... эх, каверзная штука эти обстоятельства. И дети тут не виноваты, и в одном городе страдает жена, а в другом мучается муж. И как же ответственность за тех, кого приручил? Постепенно, из обыденных бытовых деталей и разговоров вышелушивается истина, твердеющая в пиковых криках души: человек не всегда в силах порушить столько привычек и связей, ради другой связи, пусть и замечательно яркой. Здесь название фильма работает в обе стороны. И новая связь увязает в старых связях, как в паутине. И уже тяготит подпольное существование, выход никак не находится, зато в полный рост - неприкаянность и метания в поисках понимания. Но это уже агония. Взгляд и мысли Ильи скользят сквозь друзей, а Нину мать и подруга одаривают лишь упреками и предостережениями. Конец романа...
Это смело - взяться за заезженную тему припозднившейся и запретной любви. Чего тут только не было. От "Трех тополей на Плющихе" до "Осени" Андрея Смирнова, отца Авдотьи Смирновой. Такая вот связь поколений.
Что же касается проблемы "опять двадцать пять", то на том искусство и держится, на парадоксе - под луной нет ничего нового, но и ничего неизменного. Движением времени к незыблемым берегам постоянно прибивает свежий сор. Дело за талантом - создать из него вариацию на вечную тему.
А она действительно вечная - невыносимая среднестатистичность бытия, к которой к тому же со временем привыкаешь. В романтическом кино сквозь такую рутину прорастают розы, в радикальном - снарядами рвутся страсти. Бывает. Но чаще - как в "Связи" - люди встречаются, ходят в рестораны, гуляют в лесу, выясняют отношения в стенах своей квартиры, пьют водку от плохого настроения, ревут на кухне и уныло молчат перед возвращением на круги своя. Желая подчеркнуть внешнюю обычность и обыденность экранной love story, режиссер специально, как мне кажется, выбрала на роли "мужчины и женщины" кругловатопростоватых актеров без глянцевого блеска. И отношения у них какие-то детские, уютные. Коне чно, на мой вкус, даже в этих заданных рамках обыкновенности истории немного не хватает пронзительности. Таких, например, деталей, как взгляд Нины на фотографию семьи Ильи и последовавшее за этим невыразимое словами чувство отчуждения. Все-таки сцены объяснений наших возлюбленных с женой (мужем), хождения к друзьям-подругам - весьма стандартны. Впро- чем, может быть, это плата за типичность. Ведь показать вышеупомянутую "среднестатистичность бытия" только и можно что среднестатисти чными приемами. И только потом, сквозь общую усредненность экранной реальности в зрительском сознании прорастает банальный, но неистребимый вопрос: а если это любовь? И как ее отличить от моркови? И что с этим делать? А может, права мама героини - все проблемы с жиру? Вот в совсем свежей голливудской комедии "Клик" главный персонаж хотел поменять будни на вечный праздник и просчитался. Семья, говорят нам из-за океана, со всей своей рутиной - это все равно счастье, особенно когда его потеряешь. Даешь простой человеческий кайф с тапочками и женой в до боли знакомом халате! Чтобы все это понять и прочувствовать, надо дожить до этих тапо- чек и халата. И тогда решать, насколько ты с ними повязан. Иногда это больно (см. "Связь").
Павел ТИМОШИНОВ.