До конца февраля в музейно-выставочном центре «Микула» работают две очень любопытные выставки.
Первая – «Советский хрусталь». В ней собраны образчики хрустальной посуды – вазы, фужеры, салатники… Всё это в максимально возможном количестве «добывалось», выставлялось за стеклянными дверями сервантов, а по особым праздникам ставилось на банкетный стол.
Самым дорогим и престижным хрусталем считался богемский: изделия из такого хрусталя искрились особенно переливчато, а бокалы обладали способностью «петь».
Вариантом подешевле были разнообразные изделия из Гусь-Хрустального.
Иногда хрустальное стекло красили. Для синевы добавляли кобальт, медь – для получения «рубинового» стекла, для фиолетового – окислы марганца. Было стекло нежно-зеленоватое, которое еще светилось в темноте – урановое.
Сейчас хрусталь вышел из моды. В любом случае, музейная экспозиция вызывает интерес у посетителей помладше и отчаянный приступ ностальгии у тех, кто жил при СССР.
Вторая выставка – уникальная коллекция «лесной скульптуры» или, как их еще называют, скульптур, выполненных в технике «корнепластика».
Автор причудливых образов, рожденных самой природой и подмеченных неравнодушным глазом – нижегородец, мастер по дереву, поэт, натуралист Анатолий Оскарович Лус (1933 – 2018). Лет пятьдесят, шестьдесят назад этакий натуралистический романтизм был в моде. Любители природы бродили по лесам, высматривая среди природных форм некие подобия животных, портретов и фигур. Анатолий Оскарович видел самые неожиданные образы в изгибах ветвей – от реальных исторических личностей до мифологических и сказочных персонажей, и дома ему оставалось лишь доработать их.
– По моему мнению, Природа – вот самый гениальный Художник и Скульптор. А я – лишь подмастерье в Ее мастерской, вечный ученик, умеющий видеть. Наматывая километры в поисках эскизов, щедро разбросанных природой по лесу, я иногда – всегда неожиданно – в переплетении валежника или хаосе сухостоя, в причудливом корне или тяжелом наплыве капа вижу готовый образ, набросок будущей работы. Все мои работы объединяет общий принцип – «вторая жизнь дерева»: в процессе их создания ни одно живое дерево не пострадало», – рассказывал Анатолий Лус. 0+
Мария Федотова. Фото из ВК музейно-выставочного центра «Микула»