Загадки «Пермских богов»

Загадки «Пермских богов»

В НГХМ открылась выставка «Пермские боги», посвященная феномену деревянной храмовой скульптуры Прикамья. Коллекция деревянной храмовой скульптуры XVII – начала XX веков Пермской художественной галереи является одной из визитных карточек Прикамской культуры. Это самое крупное в мире собрание православной скульптуры, насчитывающее около 500 предметов. Ну а нижегородская выставка – самая крупная в выездной истории Пермской галереи.

«Усталый, шел 

я к себе домой»

«Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 году. Усталый, шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей. Нехотя свернул посмотреть, в чем дело, и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться – скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня скульптура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей, и, как заведующий музеем, без промедления это сделал».

Именно так, с личного живого интереса, началось создание коллекции, которая сейчас не имеет аналогов в мире. Процитированные строки принадлежат перу Николая Серебренникова – первого собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры. 

Николай Николаевич – личность уникальная! Родился в семье священника, юношей служил писарем в армии Колчака, работал сельским учителем, с 1923 года начал работать во вновь открывшейся Пермской государственной художественной галерее. В трудные двадцатые годы совсем еще молодым им было организовано шесть осенних экспедиций. Их результатом стало беспрецедентное пополнение музейной коллекции – около 400 работ. Они стали основой собрания пермской деревянной скульптуры, получившей со временем мировое признание. Благодаря деятельности Серебренникова Пермская художественная галерея еще в начале 1940-х годов стала основным и крупнейшим центром художественной культуры Пермской области. Николай Николаевич организовал и до1942 года возглавлял Пермское отделение Союза советских художников. В годы Второй мировой войны обеспечил хранение эвакуированных ценностей Русского музея и Третьяковской галереи… 

Как создать

ангела?

– История русской храмовой скульптуры, ее развития и бытования драматична, – рассказывает генеральный директор НГХМ Роман Жукарин. – В отличие от западного христианства, православие не поощряло помещения в храмах объемных изображений святых, отношение к ним официальной церкви было противоречивым. Тем не менее, деревянная скульптура была распространена практически по всей России. Выставочный проект «Пермские боги» призван рассказать, благодаря каким условиям в Прикамье деревянная скульптура сохранилась в церковном убранстве вплоть до революции. Также экспозиция объясняет, как после революции в рекордно малые сроки скульптуры были собраны по огромной области в единую коллекцию и сохранены. Все это является частью культурного феномена, который и предстоит разгадать посетителям выставки. 

Кстати, экспозиция в нижегородском Манеже предлагает также зал, повествующий о деревянной храмовой скульптуре на нижегородской земле.

Собственно в экспозиции представлены фигуры святого Николая, апостолов, серафимов, херувимов, архангелов, ангелов с символами страстей, сюжеты «Распятие» и «Положение во гроб». Особое внимание уделено скульптурам «Христос в темнице», или так называемому «Спасу полунощному» – одному из самых трагичных и загадочных сюжетов русской деревянной скульптуры. 

Как же творилось деревянное чудо? В особом, мультипликационном разделе экспозиции представлено, как, из чего и каким способом изготавливались деревянные скульптуры. Тактильные копии фигур ангелов помогут буквально соприкоснуться с этим явлением. 

Выставочный проект реализуется совместно Нижегородским государственным художественным музеем и Пермской государственной художественной галереей в рамках празднования 300-летия Перми.

Выставка работает до девятого мая. 12+

Комментарии

– Юбилеи Нижнего Новгорода и Перми дают нам новые возможности для укрепления межрегионального сотрудничества в сфере культуры. Уверен, что нижегородцам и гос­тям города будет интересна столь масштабная выставка, раскрывающая новые аспекты нашей национальной культуры, – отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Участниками торжественного открытия выставки стали заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович, министр культуры Пермского края Алла Платонова и президент Пермской государственной картинной галереи Надежда Беляева.

– Символично, что Манеж, открывшийся после реставрации в год 800-летия Нижнего Новгорода выставкой «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли», принимает выставку прикамской храмовой скульптуры «Пермские боги» именно в год 300-летия Перми, – сказал Олег Беркович.

– Крайне редко «Пермские боги» покидают Пермскую художественную галерею, но мы посчитали важным в год 300-летия краевой столицы показать эти сокровища за пределами края, – резюмировала Алла Платонова.

Это интересно

Несмотря на редкость деревянных скульптур в православных христианских храмах, как минимум одну из таковых многие видели… в популярном кино. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию». В сцене погони стрельцов за самозванцами поневоле управдом Бунша присаживается в нише галереи ростовского кремля напротив деревянной скульптуры «Христос в темнице», принимая подобающую, аналогичную скорбную позу. Та скульптура – подлинник XVIII века из Государственного Ярославо-Рос­товского архитектурно-художественного музея-заповедника.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате