На заре авиации эту фигуру пилотажа называли «мертвой петлей». Считалось, что выполнить ее невозможно, и правда: летательные аппараты не выдерживали перегрузок при выполнении этого маневра.
Мечтой русского летчика, нашего земляка Петра Нестерова, по его собственному выражению, было, чтобы «мертвая петля» ожила в воздухе. Сначала он подвел под петлю теоретическую базу: утверждал, что в воздухе – везде опора, а значит, самолету обеспечена поддержка в любой плоскости. Ну а затем доказал этот тезис на практике!
Нестеров доверял своим расчетам настолько, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, – центробежная сила прижимала летчика к сиденью.
Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
В коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника есть уникальная вещица – жетон, хранящий память о подвиге Петра Николаевича Нестерова.
Жетон изготовлен из золота, а его аверс – лицевая часть – покрыт горячей эмалью с изображением знака воздухоплавательных частей Российской империи. Плюс изображение крылатого якоря. Казалось бы, к чему тут якорь? А между тем, на рубеже XIX-XX веков оный был необходим при посадке аэростата – тогда еще весьма актуального воздушного шара.
О жетоне рассказывается в новом выпуске передачи «История одного шедевра» на страничке НГИАМЗ в социальной сети «ВКонтакте».
Мария Федотова.