Весна – «веселая» – это время, когда живется хорошо. А слово «куролесить» пошло от неправильно услышанного выражения на греческом «Господи, помилуй». А слово «фиолетовый» стали употреблять только в эпоху Петра I и означает оно дословно «цвет фиалки». Эти и другие языковые секреты учитель Александра Игошина раскрывает в своем блоге.
С первых минут нашего общения стало ясно, что Александра Андреевна – учитель очень позитивный, энергичный и открытый ко всему новому.
– Я недавно вышла из декретного отпуска, младшей доченьке всего 2 года, поэтому часов у меня немного. Но без работы не могу. Не хочется выпадать надолго из профессии, терять приобретенные навыки, – говорит Александра Андреевна.
Темой нашего разговора стало блогерство и педагогика. Моя собеседница не просто учитель, который ведет социальные сети, Александра Андреевна член экспертного совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения.
Из физиков в лирики.
– В детстве я мечтала стать кондуктором. Думала, что изменю отношение к этой профессии – буду самым приветливым и добрым продавцом билетов. За свои школьные годы я сменила несколько школ. Начинала в 77-й, оканчивала школу 149, ту самую, в которой еще училась моя мама, а строила ее моя бабушка. В старших классах углубленно изучала математику и физику и должна была поступать в технический университет. Проблем ни с математикой, ни с физикой никогда не было, но с техникой я не дружу – в моих руках она часто ломается. Папа, видя эту особенность, отговорил меня от карьеры инженера. Я пошла на филологический, потому что всегда очень любила читать. Книги для меня – настоящая отдушина.
В Мининский университет поступила легко. Это был последний год, когда можно было пойти в вуз, не сдавая ЕГЭ. Именно это обстоятельство позволило в последний момент так круто изменить судьбу. Выбрала педагогический вуз, так как мне нравилось выступать на сцене, вести разные мероприятия. Профессия педагога сродни актерской – нужно и внимание класса удерживать, и проявить артистичность при прочтении стихов, прозаического отрывка на уроке литературы. Время показало, что я не ошиблась в выборе профессии.
Путь в школу.
– Моим первым местом работы в 2012 году стал автотранспортный техникум. Конечно, в 22 года преподавать достаточно взрослым – 16-17-летним парням оказалось непросто. Русский язык и литература в их глазах были далеко не главными предметами. Но дружеские отношения с моими первыми учениками сложились хорошие – с некоторыми из этих ребят я общаюсь до сих пор. Спустя год я устроилась в медицинский колледж, где в основном учатся девочки. Среди девчонок интерес к литературе и русскому языку выше. Если ученики откликаются, то желание работать, придумывать и внедрять что-то новое, гораздо сильнее.
В школу я попала случайно. Дело в том, что мне нравится придумывать и реализовывать различные проекты. Первый опыт был около 10 лет назад, когда мы в воскресной школе, где я работала, придумали передвижную выставку, возили ее по школам и рассказывали детям о святых.
В прошлом году я выдвинула на грант проект «Добрые слова». Он включал несколько игровых и познавательных мероприятий, которые должны были вызвать интерес у детей к родному языку, а затем, если бы удалось выиграть грант, была запланирована поездка детей в Болдино. Мой проект не стал победителем, но так как все мероприятия были уже разработаны, я попросила разрешения провести их в школе, в которую в этом году пошел учиться мой старший сын. Администрация меня поддержала. Ребята не только узнали истории происхождения некоторых слов, но и написали письма своим сверстникам в Ульяновск. После реализации проекта меня пригласили работать советником по воспитанию.
На собственном примере.
Говорят, что педагогам не хватает времени на своих собственных детей, но мне как раз нравится профессия учителя тем, что я могу брать сына и дочку с собой в поездки, на свои выступления, привлекать их к участию в различных конкурсах, мероприятиях. Дети никогда мне не мешали жить активной насыщенной жизнью. Во время первого декретного отпуска я много училась. Например, в Высшей школе экономики прослушала курс по предпринимательству. Для этого приходилось ездить через весь город из Сормова на улицу Родионова с сынишкой... Если у родителя активная жизненная позиция, то это все равно что воспитание на собственном примере. Участие в разных мероприятиях расширяет кругозор детей. У сына уже много грамот за участие в разных конкурсах. Дочке третий год, я тоже часто беру ее с собой. Надеюсь, что когда дети вырастут, то будут вспоминать, какая у них была яркая и насыщенная жизнь. Недавно наша семья участвовала в мастер-классе в Сенеже. В ближайших планах – семейный конкурс.
Блогер – лидер мнения.
Свой блог у меня появился пять лет назад. Сегодня очень важно быть в медиапространстве. Ранее я освоила профессии SMM-менеджера, визуал-менеджера, копирайтера, эти знания мне помогли в работе над собственным блогом. Главное в работе блогера – это регулярность, посты обязательно должны появляться каждый день. Тема моего блога – русский язык. Мне самой она интересна. Мой блог адресован старшеклассникам, их родителям, а также всем, кому интересен родной язык.
В преподавательской работе опыт блогерства часто помогает. Иногда я прошу ученика объяснить правило на камеру. Когда ребенок участвует в съемке, он глубже погружается в изучаемый материал и хорошо его запоминает. К слову, видеоролик можно снять только для себя и никуда не выкладывать.
Есть стереотип, что блогер – это человек, который ничего не делает, только снимает видео. На самом деле, это не так. Блогеры сегодня – лидеры мнений, эксперты по разным темам. Профессиональный автор соцсетей должен многое знать и уметь. Блогеру нужны навыки ораторского, актерского мастерства, нужно владеть режиссерскими приемами, уметь монтировать видео, создавать интересные иллюстрации. Сегодня многие дети хотят стать блогерами, и я делюсь своим опытом, рассказываю, что это не так-то просто. Учителю быть блогером совершенно не обязательно.
Считаю, что пробовать себя в этом надо в том случае, если человек хочет чем-то делиться, о чем-то рассказывать другим. Если ребенку нравится снимать себя на камеру, то блогерство – это его.
Кривые зеркала.
Нужно обязательно рассказывать детям о тех опасностях, которые их могут подстерегать в сети. Хейтеры (агрессивно настроенные люди) есть везде. Мне очень запомнилась такая метафора: человек в лабиринте кривых зеркал. От того, как этого человека отражают зеркала, не меняется его суть, его личность. Точно так же надо относиться к мнению агрессивно настроенных комментаторов.
Я вхожу в экспертный совет учителей-блогеров, который взаимодействует с Министерством просвещения. Активных педагогов, ведущих соцсети, отбирали со всей России. От нашей области в совет входят три представителя. Наша задача – выдвигать конкретные предложения, обращать внимание на болевые точки в жизни педагога. Например, у нас есть чат «Поднимем статус педагога», группа «Дорога педагога», в них мы помогаем молодым учителям разрешать проблемные ситуации.
Наше сообщество учителей-блогеров придумывает разные акции и флешмобы. Наша главная цель сегодня – наполнить виртуальное пространство позитивным, полезным контентом.
Штрихи к портрету.
Блог Александры Игошиной называется «Русский язык без шали». Интерактивные опросы, яркие артистичные ролики о превратностях профессии педагога учитель русского языка и литературы Александра Игошина размещает ежедневно. При этом она успевает работать советником по воспитанию в школе № 141, возглавлять воскресную школу и давать частные уроки по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Актуальный вопрос.
– Как вести социальные сети учителю?
– Нужно всегда помнить, что это не твоя личная страница. Да, учитель может делиться тем, что ему нравится, чтобы привлечь к этому внимание других. В идеале учитель, рассказывая что-то о себе, должен прививать любовь к своему предмету. Если человек ведет страницу как личный дневник, ее нужно делать закрытой. О том, что ты учитель, нужно помнить 24 часа в сутки. Это неписаное моральное правило быть эталоном, образцом для детей.
Взгляд со стороны.
Директор школы 141 Ирина Маркина:
– Мое знакомство с Александрой Игошиной началось с того, что я наткнулась на ее страничку во «ВКонтакте» «Русский язык без шали». Я сама учитель русского языка, и посты Александры Андреевны привлекли мое внимание. Спустя некоторое время поняла, что автор блога – родительница нашей школы. Активная позиция Александры Игошиной также мне очень импонировала, и я пригласила ее работать советником по воспитанию. Безусловно, учитель-блогер – это новое явление в школе. И это здорово. Школьные мероприятия освещаются Александрой емко, лаконично и в то же время красочно и интересно. Такая подача нравится детям. Они голосуют за эти посты лайками. Хороший блог учителя работает на имидж школы.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.
На фото: Педагог Александра Игошина не только организует школьные мероприятия, но и освещает их в своем блоге.