Умеют видеть сердцем

Умеют видеть сердцем

О том, что незрячие дети умеют видеть сердцем, в нижегородской гимназии № 53 доказывают уже не первый год. Чего стоит одна только спортивная команда по голболу — игре с мячом, где ориентация в пространстве происходит на звук и на ощупь. Победа здесь зависит, что называется, от понимания с полуслова.

Красота на ощупь

С библиотеки школы началось изготовление выпуклых картинок в книжках-игрушках. Делают их те, кто видит, читают — незрячие, руками. Солнце, гриб, дерево, цветок, рыбка, выполненные из разных на ощупь тканей каждая на своей странице, сами по себе как мягкие игрушки — красивы и приятны рукам. И в то же время они передают самую добрую информацию от одного ребенка другому. «Вот тебе мое солнце, такое, как я его вижу»…
Ребята из этой школы давно дружат со сверстниками из интерната III — IV вида, где живут слабовидящие дети, центром «Доверие», работающим с ребятами-инвалидами, школой-интернатом № 92, собравшим детей с отставанием в интеллекте. С ними дружат студенты и преподаватели кафедры коррекционной педагогики Нижегородского педагогического университета.

Как выясняется, это содружество, взаимодействие может послужить и уже служит основой того инклюзивного образования, о необходимости которого так много сейчас говорят. Нелегко включить больного ребенка в общешкольную, а потом в общественную жизнь, если он почти ничего не видит или умственно отстает от сверстников. Такие дети по направлению педагогической комиссии вынуждены посещать специально для них организованные школы, интернаты. Что там — с другими ребятами, они и с мамой не общаются неделями. Предлагаемая специалистами модель «Научи меня, малыш!» определяет иной путь социализации ребят, ей способствует деловое общение с другими детьми на основе взаимного труда, общих игр, спорта, иных хорошо продуманных занятий. И если в группе детей будут студенты, вчерашние школьники, старшие товарищи, то общение может стать еще более живительным для детей и будущих педагогов. Конечно, в первую очередь родителей и друзей.

Уникальное объединение

О таком подходе рассказал частый гость школьников, преподаватель НГПУ Владимир Кудрявцев, ведущий круглого стола. Это мероприятие, в программу которого вошел небольшой концерт, стало стартом нового образовательного проекта «Научи меня, малыш!». Дети с нарушением интеллекта завели зал хорошей песней, а девушки в черных очках пели соло и так танцевали, что «Минута славы» ими гордилась бы.

Участники мероприятия уверены, что дети-инвалиды способны учить взрослых и других окружающих «видеть сердцем» — уметь не только сочувствовать людям с физическими недостатками, но и организовать свое и их совместное существование на одной улице, в одном дворе, в одной школе.
Уникальность проекта, как утверждает Ирина Ежова, руководитель НООО «Социально-психологический центр «Доверие», в том, что впервые в Нижнем Новгороде государственные, коммерческие и общественные организации объединяются с целью помочь детям с ограниченными возможностями зрения и интеллекта.

В центре «Доверие» и школах пройдут бесплатное обучение все желающие волонтеры и родители, получат опыт нового общения с детьми-инвалидами педагоги, психологи, социальные работники. А главное — дети, с которыми они станут общаться, почувствуют себя понятыми, необходимыми, интересными окружающим их другим людям.

Вера АРКАДЬЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате