Чем запомнились «Премьеры сезона»

Чем запомнились «Премьеры сезона»

Накануне Международного дня театра раз в год в нижегородском Доме актера можно было вновь увидеть редкое собрание – представители большинства региональных театров – участники фестиваля приехали на итоговую конференцию, чтобы услышать имена и названия спектаклей- победителей. В идеале – свои, коллег и театра, которому они служат.

А судьи кто?

Перед оглашением члены жюри в заключительном монологе поделились впечатлениями. Их выводы важны для понимания: развиваются нижегородские театры или же стоят на месте. В разные годы наши театры называли «заповедной зоной», местом, где время законсервировалось, а в этот раз они стали «хранителями традиций», как со знаком «плюс» (в управлении тростевыми куклами), так и «минус».

В течение восьми дней, ежедневно (иногда по два в сутки), премьерные спектакли смотрели столичные театроведы, приглашенные нижегородским отделением Союза театральных деятелей. Каждый год их состав меняется, чтобы получить, по возможности, независимые оценки.

Профессиональную оценку и анализ премьерных спектаклей дали ведущие театральные критики России: член комиссии Союза театральных деятелей России по критике и театроведению Глеб Ситковский, член Союза театральных деятелей России, Российской хореографической ассоциации и Международного союза музыкальных деятелей Александр Максов, член комиссии по театрам кукол Союза театральных деятелей России Виктор Шрайман и редактор интернет-издания «Летающий критик» Оксана Кушляева.

Победил Шекспир

В этом урожайном году на фестиваль заявили 13 спектаклей. Среди драматических постановок было много крепких, хороших работ, поэтому заранее назвать явного лидера было сложно.

Три награды получил ТЮЗ за спектакль «Много шума из ничего». Критики отдельно отметили позитивное развитие театра, изменения, произошедшие там за последние годы, и решительность – новый перевод пьесы, сделанный своими силами. Новаторские решения и способность удивлять ждут от театров, особенно, когда они ориентированы на детей и юношество.

Спектакль «Макбет» театра драмы имени М. Горького «вырвал» второй главный приз – «За творческое содружество». Режиссер-постановщик Геннадий Шапошников и художник-сценограф Борис Шлямин предложили актерам и зрителям непривычное решение, где форма и эффектное визуальное оформление довлели над всем остальным.

К сожалению жюри, условно «современных» пьес было всего две: «Преступник поневоле» (инсценировка Д. Салимзянова по рассказу Р. Шекли, театр «Комедiя») и «У самого края» (Дзержинского театра драмы по повести У. Старка «Беглецы»). Вторая – стала неожиданным открытием для критиков, «ничего не ждавших», по их признанию, от неизвестного им театра и режиссера из Дзержинска – Марии Шиманской, в итоге награжденной.

Спектакль «Как вам это понравится» (режиссер Александр Ряписов, театр «Вера») оказался единственным, хоть и неоднозначным, но актуальным высказыванием, с параллелями в современность. Отмечена в нем исполнительница главной роли – Мария Попова. Нужно говорить со зрителем о сегодняшнем дне, даже играя классику, не увлекаясь эскапизмом,  вторило жюри.

Увы, не всем театралам удастся увидеть работу артистки Ирины Авакумовой – «Лучшая роль второго плана», в спектакле ретро-стиля «Фантазии Фарятьева» Саровского драматического театра. Остается только надеяться на гастроли и завидовать жителям закрытого города.

Курьезный случай! Режиссера Кстовского театра кукол – Марата Сабирова ругали за постановку «Укрощение строптивой», но отметили его же как артиста – за роль Ведьмы в спектакле «Солдат и Ведьма», в нижегородском театре кукол.

Театр «Преображение», как и другие пластические театры, появившиеся в 1970-е, переживает непростые времена, потерю интереса к пантомиме. Репертуар определяет зритель – реальность нашего времени. Поэтому ставятся постановки, где соединены драматическая игра и хореографические находки, как в спектакле «Пропасть».

Одну из премий получило театральное училище. Молодость, фантазия и азарт студентов и режиссера Андрея Бог­данова – стали попаданием в «десятку». На сцене Учебного театра они создали ироничную мистическую сказку Гоцци «Король-олень», в жанре комедии дель арте.

В итоге, убедительную победу одержал «молодой» драматург Шекспир – сразу четыре постановки фестиваля были сделаны по его произведениям. Не игнорировать новые пьесы призывали гости, впрочем, как и прежде, в финале вновь прозвучала главная просьба к театрам: «Будьте смелее!»

Светлана Черкасова. Фото Киры Мишиной.

Следите за нашими новостями в удобном формате