Губернатор с мастерком

Губернатор с мастерком

В сплошной лихорадке буден мы как-то пропустили, мне кажется, очень важные решения нашего губернатора - Валерия Павлиновича Шанцева. То есть они известны, о них говорят, но общий замысел все-таки не акцентируется и для широкой публики остается несколько неопределенным. Вот об этом хотелось сегодня поразмышлять. В последние дни были звонки и вопросы, а где же рубрика, которая начинается со слова "всегда", вроде бы уж пару недель ее нет. Пожалуйста, не беспокойтесь: пока ничего не случилось, просто случаются отпуска, больничные и прочее подобное.
Мы продолжаем... Строительство зданий под учреждения культуры в Нижнем Новгороде - Горьком - и снова в Нижнем Новгороде - это особая история. В XX веке была всемерно принята на вооружение тактика размещать сферу культуры в приспособленных помещениях. Можно напомнить, что за весь прошлый век не было построено ни одного музейного здания, из театральных два - ТЮЗ и многострадальный Дом актера, скромная "коробка" которого воздвигалась, как Парфенон, десятки лет.
Оперный разместили в перестроенном Народном доме, ТЮЗ - в бывшем городском клубе, "Комедiю" - в здании банка, а затем опять же перевели в "перестройку", которая осталась после ТЮЗа и которую тоже "вели" десятки лет. И подобным образом можно отчитаться по всем культурным точкам города, за исключением, пожалуй, кинотеатров и... Дворцов культуры. Здесь советская власть была необыкновенно последовательна - Дворцы и клубы для культурного времяпрепровождения трудящихся строила. XX век стал веком Дворцов. Сегодня это богатство - Дворцы в Канавине, Сормове, на Автозаводе и в других районах востребованы не в полной мере, некоторые влачат жалкое существование. Хотя дворцовое строительство продолжается, но уже для личных потребностей мило-обаятельной российской буржуазии.
Но это уже другой случай, он сегодня нас волновать не будет.
Один театр за весь век - не слишком радостный итог, но инерция его жива и по сей день, и с ней мы двинулись в новый, XXI век. Культурные точки у нас по-прежнему горячие точки. Особняк Сироткина- Весниных, счастливо преобразованный в художественный музей, в основной своей части находится в затяжном ремонте. По-моему, и музейные работники концепцию размещения экспозиции в "сироткинском корпусе" подготовили, и город со всеми своими претензиями на столичность готов принять новые музейно-выставо чные площади в свои радостные объятия, но в России скоро сказки сказываются, дела совершаются гораздо медленнее. С историко-архитектурным музеем вообще трагедия. Особняк Рукавишниковых, основная музейная территория, пришел в такое критическое состояние, что как раз ни в сказке сказать, ни описать невозможно. Конечно, можно изумляться драматической ситуации, когда из Эрмитажа исчезает более 200 экспонатов. Но я думаю, пройдет какое-то время - и, если найдутся такие музейщики, которые подсчитают, скольким экспонатам историкоархитектурного нанесен урон из-за ужасных условий хранения по причине растянувшегося на десятилетия капремонта, изумление наше окажется гораздо большим, чем ныне.
И две другие боли - оперный и филармония. В музыкальном театре все трещит по швам, условия сценической постановочной работы носят доисторический характер. Помещение филармонии тоже из той же эпохи. Молодые зрители, начитавшись, насмотревшись, как оформляются сценические подмостки для выступления той же Мадонны, приходят в нашу филармонию как в парк юрского периода, и Спилберг никакой не нужен.
Ну а власти-то наши что? Здесь своя, особая история. По вехам культурного строительства демократическая эпоха отметилась так. Борис Немцов, пока наполнение бюджета было еще ощутимым, успел отремонтировать по европейским стандартам областную библиотеку. Это не сняло вопроса дальнейшего ее развития - новые фонды размещать практически некуда, но хоть старые обрели приличное место хранения, библиотекари и посетители - достойные условия работы. Иван Скляров в конце концов оказался в гуще политической борьбы, поэтому его противники постарались многое сделанное им или не заметить, или окарикатурить. Но между тем дружба губернатора с нижегородским владыкой, отцом Николаем, сыграла, скорее всего, немаловажную роль в восстановлении православных храмов. Без поддержки со стороны власти, моральной и материальной, эту огромную работу провести было бы сложнее. Скляров организовал на очень достойном уровне проведение 200-летия А.С.Пушкина, пробив-таки строительство в Б.Болдине гостиницы. От нее потянулись разные перспективы - в развитии туризма, нового статуса в глазах людей - и самого села, и музея-заповедника.
Когда в Суздале ежегодно отмечают День Огурца, это никого не шокирует, а, наоборот, радует - туристы обожают подобные празднества. Нечто подобное предложил и Иван Скляров для Семенова, правда назвав это не просто праздником Ложки, а зачем-то какимто там тысячелетним ее юбилеем. Ох уж и посмеялись наши либералы над проектом губернатора. А над чем смеялись? Над хорошим пиаровским ходом. Иван Петрович со своими неплохими идеями оказался в изоляции от поддержки, что называется, снизу, оценки его поступкам в основном выставляли политические оппоненты, а они, разумеется, объективными не были. Четырехлетие у губернаторского руля Геннадия Ходырева оказалось пустыней для культурного строительства в городе и области. В чем тут дело, трудно сказать. Может, все-таки причины объективные - крохотные накопления бюджета. Не знаю, только годы правления Ходырева запомнились валом бессистемного разрушения исторического центра Нижнего и тем, что вся без остатка инициатива культурных проектов перешла в руки Сергея Кириенко. У последнего были и взлеты - Ильинская слобода, и падения вроде шумливых, но мало чем содержательно наполненных "культурных столиц" и совсем уж апофеоз, достойный кисти Айвазовского, Царь-горка в центре Нижнего. Эта "стройка века" останется анекдотом надолго. Все переменилось, как пишут в своих ремарках авторы пьес, ровно год назад. Если суммировать некоторые высказывания и действия Валерия Шанцева, то здесь получается такая картина. Подчеркиваю, важна именно картина, а не отдельные фрагменты ее. Принимаются решения, и появляется договоренность с федеральными властями о строительстве в Нижнем нового здания театра оперы и балета. Причем за дело губернатор берется сам, не перекладывая его на своих чиновников, и при этом так энергично, что публично заявляет - к 2010 году новый театр будет. По поводу ремонта в историко-архитектурном музее Валерий Шанцев тоже высказывается так, что дело это сдвинется с мертвой точки и пойдет в хорошем темпе. По поводу капремонта цирка - мы с вами видели сюжет по всем каналам ТВ. Валерий Павлинови ч не только не сробел, но стоял на своем, как боец. Что же касается позиции его оппонентов, скажу я вам, очень интересные вещи прорисовываются. Вроде бы все за сохранение народа, численность которого в России катастрофически сокращается. Для этого нужна и помощь рожающим мамам, и детские садики строить надо. Но ребенка мало родить, его еще надо вырастить и воспитать. И в этом процессе спортивные площадки, цирки, театры - совсем не последнее дело. А господин Герман Греф талды чит о клоунах, которых много развелось и у них там, и у нас в регионах тоже. Все-таки несостыковка получается, господин министр. Клоуны клоунами, а без духовного пространства, в котором бы мог расти и развиваться ребенок, ведь беда же. В сухом остатке остаются полная попсовизация и пиво, хоть залейся. Маловато для XXI века будет. Мне кажется, у Шанцева есть "тайный" план и полная решимость его выполнить: он озабочен строительством, доведением до состояния действующих целого культурного комплекса Нижнего: оперный театр, музеи, цирк. Возможно, что-то из новостроек пока и не озвучивается по разного рода причинам. Это гигантская прямотаки программа. В прошлом веке ничего подобного одновременно не решалось. Для Нижнего это своеобразный культурный взрыв, существенное улучшение культурной структуры города. Здесь ничего не скажешь, только порадуешься за наши перспективы.
Хотя почему не скажешь? Общественное мнение у нас формируют политики, разного рода VIPы и влиятельные фигуры бизнеса, предпринимательства, в какой-то степени партии, и ретранслятор всех этих сил СМИ. Конечно, общественное мнение низов тонет во все возвышающемся голосе перечисленных верхов. В странах развитой демократии легче - во Франции, например, огромное количество ассоциаций. Они существуют по закону с 1901 года. В департаменте Верхняя Савойя ассоциаций 20 тысяч. Но если бы там руководство департамента собралось создавать нечто подобное в культурном смысле, что ныне затевает в Нижнем губернатор, число ассоциаций вмиг удвоилось бы или утроилось. И все "новички" выступили бы в поддержку своего озабоченного культурой руководства. Нам-то подобное движение из низов на сегодня не сдюжить. Но поддержать своего губернатора мы обязаны. Оставлять его один на один с упирающимися чиновниками высокого ранга негоже. Давайте подумаем, как сделать так, чтобы Валерий Павлинович почувствовал нашу всеобщую поддержку. И ему веселее от этого будет двигать свои проекты к полному завершению. И нам приятнее станет оттого, что не остались равнодушными и не замкнулись в своей "культурной ячейке": мол, дело хорошее, да высокое, не наше. Понимаю, что в нынешних условиях сделать ощутимой поддержку губернатора через "головы" политиков, партий, тех, у кого рычаги нашей жизни, сложновато. Ну а все-таки, чем черт не шутит, давайте дадим почувствовать губернатору, что на полях культурного строительства мы с ним. Плечом к плечу.
Александр Асеевский.

Следите за нашими новостями в удобном формате