Попав не по своей вине в ДТП, Сергей, как и было необходимо, уведомил свою страховую компанию о происшествии, а также написал заявление на предоставление страхового возмещения. Причем в страховой он предупредил, что вместо денежного возмещения ему нужно отремонтировать автомобиль.
Возмещение занизили.
– Машина после ДТП была не на ходу, о чем известил при подаче заявления, – рассказывает Сергей. – В назначенный день приехал осмотрщик, составили акт.
По его словам, выяснилось, что менять надо многое, от крыла и двери до колеса. После осмотра Сергей стал ждать эвакуатор, чтобы отправить автомобиль на станцию технического обслуживания. Но… ему перечислили деньги.
– Их не хватает даже на то, чтобы отремонтировать только одно крыло, – возмущается нижегородец.
Он заказал за свой счет экспертизу, которая насчитала, что стоимость ремонта составит более 200 тысяч рублей. Теперь ждет ответа страховщика на свою претензию. Говорит, если его требование проигнорируют, то будет писать финансовому уполномоченному.
По словам Виктора Климова, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, деятельности ломбардов и негосударственных пенсионных фондов, больше всего – 85-90 процентов – в их службу обращаются именно по поводу страхования по ОСАГО. В прошлом году таких недовольных клиентов было примерно 135 тысяч. А вот споры через финансового омбудсмена с кредитными организациями решали 13,7 тысячи россиян, то есть в десять раз меньше. Интересно, что на микрофинансовые организации приходилось всего 2,2 тысячи обращений.
Причем самые распространенные споры по ОСАГО – это несогласие с размером страхового возмещения. Таких клиентов было 50 процентов. Со сроками оказания услуги обязательного автострахования не согласны были 25 процентов потребителей. Примерно 18 процентам – вообще отказали в возмещении.
Обратиться может каждый.
– Но число таких организаций уменьшается, – говорит финансовый уполномоченный. – Наш институт как дамоклов меч висит над всеми финансовыми рынками, заставляет внимательно смотреть на проблемы потребителей.
Виктор Климов рассказал, что до 2019 года претензии россиян к финансовым организациям рассматривались только в судах. Сейчас споры, не превышающие 500 тысяч рублей, находятся в компетенции службы финансового уполномоченного. Исключение составляют случаи нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО. Такие требования берут к рассмотрению вне зависимости от суммы. Решение подобных споров становится способом досудебного урегулирования ситуации. Но если человек или финансовая компания недовольны результатом, то они могут обратиться в суд.
– Не все споры подлежат рассмотрению, а только имущественные требования, – объясняет собеседник. – Например, недоплатили страховое возмещение, банк взял лишнюю комиссию или не возвращает ранее уплаченную страховую премию… В тех случаях, когда человек выступает истцом, он должен сначала обратиться в финансовую организацию, у которой имеется 20 дней на урегулирование спора, а уже потом в Службу финансового уполномоченного.
Подать обращение можно несколькими способами: в электронном виде на официальном сайте - finombudsman.ru, через портал Госуслуг или направить почтовым отправлением. Обращение, переданное в электронном виде, фиксируется в личном кабинете, который заводят специалисты службы или сам обратившийся. После этого финансовый уполномоченный отправляет запрос в финансовую организацию. Это и запускает процедуру рассмотрения спора.
При необходимости делается независимая экспертиза документов. После этого выносится решение. Если документов не хватает, то дело прекращается. Ответ следует в случае электронного обращения в течение 15 рабочих дней с даты подачи и письменного – 30 рабочих дней. Плюс 10 дней, если это необходимо, уходит на экспертизу.
Обязательны к исполнению.
Как отмечает Виктор Климов, получается быстрее, чем решать вопрос в суде. А эффективность не меньше: все решения финансового уполномоченного, вынесенные в пользу потребителя, обязательны к исполнению. Если решение не исполняется, то человек может взять аналог исполнительного листа – удостоверение, являющееся исполнительным документом. Запросить его нужно не позднее трех месяцев с момента, когда финансовая организация должна была исполнить решение уполномоченного. Удостоверение человек передает судебным приставам, которые и ведут по нему работу.
Причем все услуги финансового уполномоченного бесплатны. Но, если вместо самого потребителя к омбудсмену обратится другой человек, например автоюрист, которому клиент страховой компании уступил право требования к финансовой организации, то он должен будет заплатить за рассмотрение дела.
Как сообщил Виктор Климов, часто люди видят в финомбудсмене универсального защитника и обращаются к нему, например, в случаях откровенного мошенничества. Такие вопросы переадресовываются в правоохранительные органы. А вот споры, не касающиеся конкретной суммы, к примеру, по поводу некорректного поведения сотрудников финорганизаций, если в МФО не сообщили полную стоимость займа, а в банке навязали ненужную страховку – в Банк России. Граждане сами могут отправить туда обращение на сайте cbr.ru.
Также финансовый уполномоченный при рассмотрении обращений граждан выявляет нарушения со стороны кредитных организаций в случаях, когда договор страхования заключается одновременно с заключением договора на кредит. Кредиторы в случае отказа потребителя от договора страхования в связи с полным досрочным погашением задолженности по кредиту отказывают в возврате платы за страхование. Между тем, финансовый защитник считает, что банк обязан вернуть страховую премию за вычетом части денежных средств пропорционально времени, в течение которого заемщик являлся застрахованным лицом по договору коллективного страхования.
Ну и ну!
Новый способ затягивать разрешение споров по ОСАГО придумали страховщики. На своих официальных сайтах, на горячей линии, а также в самом чат-боте некоторые из них размещают информацию о возможности направить претензию о несогласии с урегулированием убытка по договору ОСАГО посредством чат-ботов. В ответ ему отправляют сообщение, что документы приняты и будут рассмотрены. Но фактически ничего не делают. На вопрос финансового омбудсмена отвечают, что документов не получали.
– Такая позиция является не только недобросовестной, но и противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, – считает руководитель АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» Ольга Крайнова.
Светлана Муратова.
Фото Александра Воложанина.