От онкозаболевания нельзя застраховаться – рак атакует, не считаясь с возрастом, полом, рангом и заслугами человека. Но благодаря онкологам пациенты с этим заболеванием стали дольше жить. Лечение есть, но большинство методов применяемой терапии агрессивно, токсично. Без тесного взаимодействия с врачами других направлений онкологической службе не обойтись. О том, что можно сделать, чтобы улучшить жизнь онкопациентов, дать им шанс на рождение здоровых детей и создание полноценной семьи, шла речь на межрегиональной научно-практической конференции «Онкология для не онкологов. Скрининг, терапия и сопроводительная терапия онкологических больных».
Под ударом женское здоровье.
В 2021 году в России было зарегистрировано 580 415 случаев заболевания злокачественными новообразованиями. Снизить онкозаболеваемость сегодня весьма проблематично. Это важно понимать.
– Стоит задача повысить выявляемость образований на ранних стадиях, когда шансы вылечить пациента наиболее высоки. Нужно бороться за снижение смертности, – убежден главный внештатный онколог Минздрава России Андрей Каприн.
Наиболее часто онкологические заболевания у женщин поражают органы репродуктивной системы. Это почти 40 процентов от всех вновь выявленных случаев. В лидерах рак молочной железы, на втором месте – злокачественные образования тела матки, на третьем – рак шейки матки. Стоит отметить, что в последние десятилетия в России наблюдается значительный рост именно рака шейки матки, что связано с увеличением распространённости типов вирусов папилломы человека (ВПЧ), ассоциированных с этим видом онкозаболеваний.
По всему миру наблюдается неуклонный рост онкозаболеваний у молодых пациентов репродуктивного возраста. С этим, собственно, и связан рост проводимых онкоскринингов. Сегодня только в России и в Японии в рамках диспансеризации проводится маммография всем женщинам, начиная с 39 лет, в остальных странах это исследование делается позже. Рак молочной железы молодеет: за последние 10 лет его частота у женщин в возрасте от 19 до 39 лет выросла на 34 процента. Единственный способ, позволяющий исключить или выявить рак молочной железы – это маммография с пересмотром результатов двумя экспертами.
Надежда для молодых.
Лимфомы, заболевания лимфатической, костной систем часто возникают в молодом возрасте. Рак органов репродуктивной системы лишает таких пациентов возможности в будущем иметь детей. Исследования показали, что степень урона организму от одних и те же противоопухолевых препаратов может быть разная – и высокая, и средняя, и низкая. Нельзя выделить более токсичные препараты – все зависит от доз и количества назначенных курсов химиотерапии.
Стоит отметить, что за последнее время значительно выросло количество щадящих методик лечения онкологических заболеваний. Операции стали точнее, все больше хирургических вмешательств проводится малоинвазивно. Появилась реабилитация онкологических больных. С каждым годом увеличивается число людей, находящихся в ремиссии. Онкологические пациенты хотят жить полноценно и иметь детей.
Как рассказал Андрей Каприн, Министерство здравоохранения РФ приказом от 2020 года дало возможность онкологическим пациентам участвовать в государственных программах ЭКО.
Вопросы фертильности (способности производить потомство) давно изучались в стенах Национального медицинского исследовательского центра радиологии. Есть межрегиональный регистр людей, работающих с источниками излучения, для которых актуальна проблема потери фертильности. Был создан криобанк с генетическим материалом этих людей. Сейчас составлены показания к сохранению репродуктивного материала онкобольных. Но необходимо в каждом случае онкологам работать в команде с репродуктологами. Очень важно, чтобы была продумана логистика для таких женщин, которые нуждаются в наблюдении команды специалистов.
Конечно, не все так просто. Ради забора генетического материала приходится откладывать лечение. Оценивать риски в каждом случае должны и онкологи, и репродуктологи. При необходимости срочного начала агрессивного противоопухолевого лечения сегодня применяются технологии криоконсервации яйцеклеток на ранней стадии созревания (незрелых ооцитов).
Уже доказано, что криоконсервация ткани яичника с последующей трансплантацией приводит к восстановлению менструальной функции и деторождения. При раке молочной железы есть вариант медикаментозной защиты яичников, но превентивное лечение должно опять же проводиться до начала противоопухолевой химиотерапии.
Победить ген Джоли.
Если у женщины рак вызван наследственными мутированными генами (BRCA1 и BRCA2) как у американской актрисы Анджелина Джоли, то может быть показано удаление яичников. Однако современная медицина может предложить такой пациентке отобрать и сохранить здоровые ооциты или эмбрионы без данной онкомутации (!). Есть пример, когда пациентка, у которой была опухоль яичников, в 2006 году сохранила свои яйцеклетки и после лечения дважды стала мамой, родив двух здоровых девочек в 2017 и в 2021 году.
Как рассказал Андрей Каприн, в этом направлении ведется очень тесная и успешная работа в Нижнем Новгороде. Только за 2022 год 12 пациентов вошли в программу вспомогательных репродуктивных технологий – сохранен 21 эмбрион и 7 образцов яичниковой ткани.
Как рассказал заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Марк Курцер, в Москве уже налажено более тесное взаимодействие онкологов и репродуктологов. Все больше пациенток обращаются к специалистам до начала агрессивного противоопухолевого лечения. В регионах пациентки, как правило, приходят к ним уже после лечения. В этом случае им предлагаются донорские программы.
– Я убежден, что женщины, у которых выявлено онкологическое заболевание, должны использовать шанс – сохранить свой генетический материал, что давало бы им смысл жизни, надежду на будущее. Эти пациентки должны направляться в те отделения и лаборатории, где работают специалисты, имеющие опыт ведения таких больных, – отметил Марк Курцер.
К слову, сегодня изменились и подходы к ведению беременности. Теперь, если у женщины, вынашивающей ребенка, выявляется онкологическое заболевание, то врачи имеют возможность на фоне беременности начать лечение. Прилагаются все усилия, чтобы сохранить жизнь неродившемуся малышу. А ведь еще совсем недавно постановка онкологического диагноза являлась однозначным показанием к прерыванию беременности, напомнил главный врач Нижегородского областного клинического онкологического диспансера Сергей Гамаюнов.
Как отметил Сергей Викторович, Нижегородская область является активным участником проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение». Это оснащение современным медицинским оборудованием, доступ к новым лекарственным препаратам и технологиям, а главное – обучение врачей-онкологов передовым технологиям. По словам Сергея Гамаюнова, в 2023 году регион получит более 125 млн рублей из средств федерального бюджета для дальнейшего усовершенствования проводимой в этом направлении работы.
Компетентно.
Главный внештатный онколог Минздрава России Андрей Каприн:
– В Нижегородской области очень высокий уровень квалификации врачей-онкологов. Здесь реализуется много интересных проектов, ведутся научные исследования по разным направлениям, по прогнозированию течения онкологических заболеваний. Уделяется большое внимание преодолению осложнений, возникающих после лучевой терапии, применяется эндоваскулярная хирургия – эмболизация, метод малоинвазивного лечения, который сводится к закупорке кровеносных сосудов, питающих опухоль. Это продлевает жизнь пациентов со сложными новообразованиями головы и шеи, в том числе неоперабельными. Серьезное внимание уделяется раннему выявлению рака кожи.
Это интересно.
Первой женщиной в мире, прошедшей процедуру ЭКО, стала Луиза Браун из Великобритании. Сегодня у онкопациенток появилась своя героиня – японка Наги Чан, которая заморозила свой генетический материал, вылечилась от лимфобластомы и родила ребенка. Сохранился снимок, на котором Наги Чан 15-16 лет, она держит в руках документ, подтверждающий, что ее ооцит в криобанке. Тогда японка говорила: «Только это помогает мне надеяться, лечиться, бороться и понимать, что моя жизнь не сломана!»
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.