Свершилось то, о чем так много говорили столичные критики, призывая нижегородское театральное сообщество к экспериментам и смелости, разговору со зрителем о сегодняшнем дне – в репертуаре театра драмы появился спектакль «Саша, привет!».
Лафа, а не смерть.
Не хрестоматийную классику, привычную для драмы, но современную драматургию – фестивальный вариант – выбрали для премьеры, состоявшейся накануне Дня театра. Произведение изначально спорное: провокативная пьеса, мало где прежде поставленная, по роману известного писателя Дмитрия Данилова, не лишенная оригинальности.
Сам выбор темы – жизнь осужденного в ожидании казни, с подтекстом – критикой общества, его двуличной морали – вызывал интерес. Даже у критиков, далеких от Нижнего, факт постановки такого материала привлек внимание к происходящему. И именитый постановщик – режиссер из Санкт-Петербурга (театр-фестиваль «Балтийский дом») Анатолий Праудин, впервые поработавший с нашей труппой, – подогревал ожидания.
Драматург, а вместе с ним и режиссер, создали мир близкого будущего, иллюзию в жанре антиутопии, но без подробностей, почти не сообщив правила игры в нем. Мы мало что узнаем о месте действия, есть в тюрьме другие обитатели (не один же там осужденный), и об охранниках получим весьма приблизительное представление. Говорящие имена «архангелов» и монолог начальника заведения с уточнением: «Мы все давно мертвы», – намекают на истинное место обитания – чистилище. Какой станет наступившая «эра гуманизма», предложено додумать самим зрителям.
Комбинат больше напоминает санаторий, в котором ремонт современный, а порядки старые. Как выяснится, оттуда можно даже безнаказанно сбежать… вот только идти уже некуда. С трехразовым питанием, разрешенным общением с родственниками по видеосвязи – есть бесплатный интернет и неограниченный алкоголь, вот только ежедневно необходимо принудительно гулять в идиллическом пространстве (как на транслируемой картине Босха «Сад земных наслаждений»), но там по обитателям иногда стреляет пулемет, ласково называемый местными «Сашей». Так можно и состариться в ожидании смерти, ведь она может произойти в любой момент, если раньше сам не сойдешь с ума.
Сатира и аллюзии.
Словно в бассейне, на условном символе дна, среди кафельной плитки, отдыхает в шезлонге (или инвалидном кресле?) теперь уже бывший преподаватель отечественной литературы 1920-30-х
годов, которого с успехом играет Юрий Котов. Его герой фиглярствует, цитирует Хармса, когда-то безвинно арестованного, подчеркивая абсурдность ситуации и повторяемость истории. Фролов получил «высшую меру» за измену – преступление против нравственности, вступив по обоюдному согласию в связь со студенткой, не достигшей совершеннолетия (21 года), а это карается в новом обществе намного строже, чем ненаказуемое убийство.
Спектакль не стоит воспринимать реалистично – это интеллектуальная игра, где нам предлагают рассмотреть абстрактный «ад» для обреченного, наблюдая за ним, как за насекомым в банке. Вероятно, поэтому главный герой и за три часа не пробуждает сочувствия, и глубокие метафоры зрителем не всегда считываются. Театральный ребус, к тому же, дополняют отсылки к мировым произведениям живописи. К счастью, филологический юмор украшает с середины застывшее в развитии действие, а отличные актерские работы удерживают внимание.
Отдельных аплодисментов заслуживает введенный в постановку, одушевленный артистами, мультимедийный участник событий. Это видеоэкран, где возникают различные заставки, записанные диалоги персонажей, с которыми взаимодействует главный герой. Актер и видеограф Николай Смирнов помог коллегам совместить две формы существования на сцене: кино и театр.
В этом «шоу за стеклом и под колпаком» зритель – соглядатай и, возможно, следующая цель для «Саши». Как признался режиссер, отчасти тот – прообраз Бога, решающего кому и когда умереть.16+
Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой предоставлено театром.