Нижегородцы, получив в конце марта квитанции за обслуживание газового оборудования, где были указаны их персональные данные – ФИО, адрес, от ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» впали в ступор. У них появилась масса вопросов, которыми они поделились с редакцией.
Новая старая.
Что за организация такая? Есть ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», а это очередные мошенники? Но почему им известны персональные данные? Некоторые нижегородцы пытались узнать информацию в своей домоуправляющей компании, но тщетно. Сайт Госжилинспекции, где собраны данные о газообслуживающих организациях, также не давал положительного ответа. Известной компании с организационной формой «ООО» там не было, во всяком случае, нижегородцы ее не нашли.
Оказалось, что ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» теперь преобразовано в ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» с передачей правопреемнику всего имущества и обязательств. Информация об этом появилась на официальном сайте только 3 апреля. В сообщении говорится: «Согласно действующему законодательству изменение организационно-правовой формы не требует переоформления заключенных ранее договоров».
Однако, по словам одного из обратившихся в редакцию нижегородцев, ему в ДК Советского района, которая обслуживает его дом, сказали, что расторгли договор с «Газпром газораспределение Нижний Новгород» из-за ее преобразования. В итоге получилось, что договора на обслуживание внутриквартирного газового оборудования у него нет. На вопрос нижегородца: «С кем такой договор заключать?», ему ответили: «С кем хотите».
Между тем, о том, что с 1 сентября 2023 года внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование в одном многоквартирном доме должна обслуживать единая организация, даже не предупредили.
– Что мне теперь делать и с кем заключать договор? – недоумевает нижегородец. – Если я подпишу договор с любой компанией, которая имеется на сайте Госжилинспекции, может оказаться, что через полгода договор придется перезаключать...
Теперь одна «нянька».
За разъяснениями редакция обратилась в преобразованную ныне газораспределительную компанию. Там подтвердили, что в настоящий момент человек имеет право заключить договор с любой специализированной организацией. А если имеется действующий договор на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, то оплачивать квитанцию-оферту не нужно.
В то же время, вступающие с 1 сентября изменения наделяют исключительным правом на техобслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ТО ВДГО/ВКГО) газовую компанию, владеющую газовой сетью. Такая организация, согласно закону, должна оказывать услуги по транспортировке газа, технологическому присоединению к газовым сетям, а также по их эксплуатации и развитию.
– В Нижегородском регионе таким требованиям соответствует всего несколько организаций, в том числе ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», – сообщили в компании. – Право иных специализированных организаций на проведение ТО ВДГО/ВКГО прекращает действовать с даты вступления федерального закона в силу, то есть с 1 сентября 2023 года.
Однако закон установил переходный период. Поэтому жители многоквартирных домов, которые заключили договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования с компанией, не отвечающей требованиям законодательства, должны будут его перезаключить до 1 января 2024 года. Кстати, это же касается частных жилых домов, но действовать такие договоры будут до их прекращения или расторжения.
– Решение о наделении газораспределительных организаций исключительным правом обусловлено сложившейся негативной практикой некачественного оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования в жилищном фонде иными специализированными организациями, сложностью выявления виновных лиц и их привлечения к ответственности, а также отказа потребителей от заключения договоров на ТО ВДГО/ВКГО, – констатировали в ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород».
В компании считают, что требование об обслуживании многоквартирного дома одной организацией исключит ситуацию, которая определяется поговоркой: «У семи нянек дитя без глаза». Такая организация будет проводить и отвечать за весь комплекс работ по предупреждению и локализации аварий.
Есть нюансы.
В то же время, пока не только жителям, но и домоуправляющим компаниям непонятно, как будет осуществляться переход на обслуживание одной газораспределительной компанией.
– На текущий момент не представляется возможным однозначно определить, каким образом будет выбираться специализированная организация, соответствующая требованиям закона, – сообщили в ассоциации пяти домоуправляющих компаний Нижнего Новгорода. – Для исключения неверного толкования закона требуется приведение подзаконных правовых актов, регулирующих вопросы технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В ассоциации отметили, что закон не предусматривает для перехода к одной организации, которая будет обслуживать газовое оборудование, проводить общие собрания собственников помещений многоквартирных домов. В то же время, на общем собрании владельцы могли бы решить, кто от их имени будет заключать договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Кстати.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410, граждане, проживающие в газифицированном многоквартирном или частном доме, обязаны заключить договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового или внутриквартирного газового оборудования (ТО ВДГО/ВКГО). Если договора нет, то поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить подачу газа.
Кроме того, за уклонение от заключения договора и отказ в допуске в отношении потребителя действуют штрафные санкции (ст.9.23 КоАП РФ):
• для граждан: от одной до двух тысяч рублей, за повторное правонарушение – от двух до пяти тысяч рублей;
• для должностных лиц: от пяти тысяч до 20 тысяч рублей, повторно – от 10 до 40 тысяч рублей или дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет;
• для юридических лиц: от 40 до 100 тысяч рублей, повторное нарушение – от 80 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 9 суток.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.