Апрельская премьера нижегородского ТЮЗа подарила нам несколько приятных открытий. Прежде всего, зрители познакомились с новой трактовкой замечательной пьесы Уильяма Гибсона: с историей удивительных женщин, прославившихся в сфере инклюзивного образования в ХХ веке, и с нижегородскими молодыми актрисами, задействованными в главных ролях.
Притча о слепоте.
Это произведение очень популярно во всем мире и не раз ставилось в Нижнем Новгороде, но только в камерном формате, в то время как большая сцена театра юного зрителя обладает большими техническими возможностями. Современная проекция позволила крупным планом транслировать на полупрозрачный суперзанавес записанный язык слепых, сопровождавший часть сцен, поэтому в зале каждый смог увидеть и запомнить, как складываются пальцами буквы в то или иное слово. Понимать друг друга и уметь общаться с собеседником любого уровня и возможностей – одна из ключевых тем спектакля.
Главным визуальным лейтмотивом постановки главного режиссера театра Алексея Логачева стал образ слепых людей, идущих цепочкой друг за другом, держась рукой за плечо предыдущего. Художественная цитата с картины Брейгеля «Притча о слепых» возникает в нескольких мизансценах. А этот сюжет, в свою очередь, был основан на библейской притче «Слепой ведет незрячих». Молодые актрисы театра, повторяя композицию картины, так же перемещаются из разных частей сцены, как призраки (подруги из дома для инвалидов) – из воспоминаний учительницы, но и прекрасно поют при этом.
В аллюзии есть двойной подтекст. Слепота физическая – недавно была у начинающей учительницы Энни Салливан, представительницы свободолюбивых переселенцев из Ирландии. Она приехала, чтобы получить работу в богатом доме, стать гувернанткой для избалованного любовью домочадцев ребенка. Ее подопечная, юная Элен, оглохла и ослепла в детстве в результате перенесенного заболевания, – следует, ведомая, за ней, поводырем-наставницей.
Второй смысл – слепота духовная. Это про семью газетного магната Келлера, отца девушки, представителя патриархального Юга, где еще сильны традиции плантаторов, а если брать шире, то педагог-новатор противостоит консервативности общества в целом. Описываемые события хоть и происходят в конце XIX века, в Соединенных Штатах Америки, но спектакль затрагивает общечеловеческую тему принятия «особых» людей, актуальную и сегодня.
Чудо и реальность.
«Сотворившая чудо» структурно похожа на сказку – в ней живо ощущение чистоты, нежности (во многом благодаря игре актрисы Анастасии Желниной) и проявляется условность существования (заточенной в замке «принцессы»). Имеется даже волшебница – героиня, сражающаяся за правду и, в итоге, побеждающая. За две недели она берется перевоспитать домашнее чудовище – убрав лишнее «окончание», сделать чудо.
Непокорная, Салливан не довольствуется тем, чтобы всего лишь научить девушку правилам поведения. Ее задача – вернуть Элен в реальный мир, а не держать в замкнутом пространстве, и не только дрессировать, но пробудить в подопечной чувства, научить жить в обществе и стать самостоятельной личностью. Тема феминизма и равноправия тоже здесь присутствует.
Страсти в доме кипят нешуточные, а методы воспитания Энни выбирает такие, что сейчас она могла бы получить реальный срок за неподобающее поведение педагога. Актриса Анастасия Моисеенко представляет этот образ «мягкой силой», с несгибаемым внутренним стержнем. И если в первой части она стремится доказать собственную правоту работодателю и мудрому наставнику Ананьосу (Игорь Авров), то во второй половине спектакля проводится параллель конфликта учительницы и ученицы, а также отца и сына. Их эмоционально играют актеры Владимир Берегов и Владислав Тарнов.
Путь души.
Условным «отрицательным» персонажем, в определенный момент событий, здесь становится каждый персонаж, борющийся со своими демонами. А главный антагонист, отец, постепенно становится соратником прогресса. Его путь создатели спектакля предлагают пройти зрителю, чтобы изменить отношение к людям с проблемами в здоровье.
Всем, кого заинтересует эта история, мы рекомендуем прочесть информацию о прототипах героинь и пьесу-продолжение «Понедельник после чуда». Повзрослевшие юные леди, словно в сериале, продолжают выстраивать отношения, находят свою любовь и отчаянно спорят о жизни, но уже как глубокие, сформировавшиеся личности, и вовсе не такие однозначно положительные. Но это потом, а пока понедельнику предшествует воскресенье – праздник и воскрешение души, в религиозном и ментальном смысле. 12+.
Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.