Нижний Новгород принял в театре оперы и балета межрегиональный патриотический марафон

В прошедшую пятницу Нижний Новгород принял в театре оперы и балета межрегиональный патриотический марафон «Рубежи Победы». Инициатором проекта, переросшего в патриотическое движение всего Поволжья, стала Республика Чувашия. 

В фойе второго этажа театра работала передвижная выставка, подготовленная Чувашским национальным музеем, Государственным историческим архивом Чувашской Республики, государственными архивами Нижегородской области.

На сцене министр культуры Чувашии Светлана Каликова и председатель Союза женщин Чувашии Наталья Николаева вручили памятные медали, посвященные 80-летию строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей сотрудникам архивов Нижегородской области. В свою очередь министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова вручила Благодарственные письма правительства Нижегородской области сотрудникам архивов Чувашской Республики.

Чувашский государственный театр оперы и балета привез оркестр, хор и солистов, исполнивших оперу «Сурский рубеж» Екатерины Ивановой-Блиновой под управлением дирижера Никиты Удочкина.  Автор либретто Карина Шебелян, режиссер-постановщик Ирина Гаудасинская.

Основой, от которой отталкивается сюжет оперы, стало создание зимой 1941-1942 годов Сурского рубежа обороны – противотанкового рва длиной десятки километров. Строительство осуществлялось силами местного населения. На фоне тяжкой, изнурительной трудовой повинности стремительно разворачиваются драматические событийные линии, где есть место и любви, и смерти, и предательству, и кипят страсти похлеще, чем в иных итальянских операх. 

«Сурский рубеж» – народно-драматическая опера. В ее музыкальном языке есть место узнаваемым национальным мотивам и приемам экспрессионизма. Хороши хоры, великолепны солисты (Алиса Шалгинова, Елена Соколова, Максим Карсаков, Владимир Ашмарин, народная артистка Чувашии Маргарита Финогентова). Декорации в суровом неофольклорном стиле (художник Елисей Шепелёв) чутко корреспондируют то праздничным, то мрачным перипетиям сюжета. Мертвящий ужас несет блистающий чешуей Вере Селен: это чувашский дракон, попавший в оперное либретто в образе духа войны и представленный хореографическим персонажем (Марианна Субботина).

Опера интересна не только своим выразительным языком и драматизмом, но и «раздвоением», расслоением реальности: за спинами людей стоят духи земли и рода, мифологические герои выходят из сумрака.  

Финал – открыт, но есть надежда. Наверное, в январе 1942-го так и было.

Карим Розин.

Следите за нашими новостями в удобном формате