В мире животных, как у людей

В мире животных, как у людей

Как жили и общались наши предки? К каким выводам приходят ученые, изучая социальные взаимодействия у разных видов обезьян. Об этом в парке ННГУ рассказал кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова, научный редактор научно-просветительского портала Antropogenez.ru Станислав Дробышевский. 

Зачатки социальности.

Понять то, как были устроены социальные взаимоотношения у древних животных, непросто. Установлено, что чем социальнее зверушка, тем сложнее у нее устроен мозг. Однако прямой связи нет. Например, у руконожки ай-ай размер мозга внушительный, есть извилины, борозды, а живет она в одиночестве. Такие мозги ей нужны для эхолокации, с помощью которой она добывает пищу. Руконожка простукивает пеньки, и так ищет в полости дерева насекомых. 

Бамбуковый лемур также живет в одиночестве. Его пища – малопитательные камыши и бамбук. Чтобы выжить, ему надо съедать их много, а общаться просто некогда. Таким образом, специфические условия обитания – это причина отсутствия цивилизации. 

Другие полуобезьяны – лемуры катта, напротив, очень общительные – живут большими коллективами на южном Мадагаскаре. Чужаков не пускают на свою территорию. В драках у них участвуют и самцы и самки. И те и другие могут занимать высокое иерархическое положение. У древних обезьян, судя по всему, не было матриархата или патриархата. Вклад обоих полов был равный – и черепа практически одинаковые по размеру. 

Южноамериканские игрунки – это новый уровень развития. Они живут семьями, есть вожак, иерархия – подчиненность, которая строится по семейственному уровню. Игрунки могут кооперироваться с другими зверюшками – попугаями и носухами. Это помогает эффективно защищаться от врагов, так как одни лучше видят, другие лучше слышат, а третьи лучше соображают. 

Самцы от самок внешне никак не отличаются. Но основной вклад в заботу о малышах несет отец, что большая редкость у млекопитающих. Он сажает новорож­денных малышей на себя и везде с ними таскается. Мамаше отдает только на кормление. В заботе о детеныше участвует вся группа. Главной в группе является рожающая самка. В эволюционной перспективе игрунки могут в социальном плане сравняться с пчелами и муравьями, у которых матка – это королева. У млекопитающих подобное есть у голых землекопов. Стоит отметить, что у игрунков главной часто становится самка, которой генетически передалась способность различать красный и зеленый цвета. Такие особи хорошо видят спелые фрукты, раньше замечают хищников. 

Социальное взаимодействие у разных видов обезьян проявляется так же, как и у человека. Главный ведет себя агрессивно: громко кричит, скалит зубы, выпучивает глаза, стремится встать на носки, распушить гриву, чтобы быть выше. Человек с этой же целью надевает корону или высокую шапку, мантию. К слову, есть статистика, подтверждающая, что начальники в среднем выше подчиненных. Имеют значение активные жесты – размахивание руками, битье себя в грудь, громкий голос. 

У животных формы выражения подчинения очень понятны – зависимый смотрит снизу, отсюда у людей обычай склонять голову, коленопреклонение. У горилл также есть обычай опускаться на колени перед доминирующим альфа-самцом. 

Человеку свойственна смена доминирования. У животных это тоже есть и проявляется по сей день. Исследование было проведено на примере бродячих собак Москвы. В стае есть вожак – он крупнее размером, а есть сообразительная псина, которая научилась безопасно переходить дорогу. В момент, когда стаю нужно перевести через оживленную трассу, именно эта собака становилась полноценным вожаком. 

Во главе самый сильный.

У мартышкообразных обезьян – павианов – жесткая иерархическая система взаимодействия. Она не семейная, а групповая. Даже визуально заметно: по краям сидят молодые самцы, в центре – самки с детенышами, а на самом высоком месте в центре располагается альфа-самец. Он самый здоровенный, у него нахмуренные брови, здоровые клыки, бакенбарды, кисточка на хвосте. Иногда превосходство может выражаться в окрасе. У мандрил яркая морда и яркий зад, у гелад, которые обитают в Эфиопии, на груди красное пятно, которое наливается кровью, и у главаря оно самое большое. 

Подчинение построено на физической силе, имеет значение размер морды и клыков. Один леопард убивает павиана без проблем, а двад­цать павианов разрывают леопарда в клочья. Если павианов собирается двести и более особей, то они могут спокойно жить на открытой местности, никого не опасаясь, хотя в саванне полно более мощных хищников. Но такая структура приводит к снижению разнообразия поведения. Главари не заинтересованы в никаких новациях. Зафиксировано, что если еда кончается, то альфа-самец уводит стаю туда, где ее не особенно много. Если привести родичей туда, где пища в изобилии, то самцы отъедаются и начинают посягать на место вожака. 

У человекообразных обезьян также очень разные социальные структуры. Самые мирные представители – гиббоны из юго-восточной Азии, у них семейная структура – живут парами. Гиббонам незачем иметь большие надбровья, клыки, морды, гребни, хохолки, им не нужна специфическая окраска. При этом у них мозг самый небольшой и поведение самое простецкое. 

Орангутаны живут на двух островах в Индонезии и ведут одиночный и бродячий образ жизни. Из всех человекообразных обезьян они самые несоциальные. Но, когда орангутанов собирают в большом количестве в зоопарке, то они демонстрируют высокую социальность. Активно общаются мимикой, голосом, жестами. 

У африканских горилл гаремная социальная структура. Если павианы демонстрируют агрессивное поведение (скалятся, орут, визжат), то гориллы очень спокойны, так как очень большие по размерам и сильные. Самцы могут весить 200 килограммов. Есть один альфа-самец. Вокруг него располагаются все остальные, когда молодые самцы подрастают, то они уводят часть самок и организуют свою группу. Очень редко бывает, когда разные группы встречаются на границе участка, и тогда самцы могут скалиться, бить себя в грудь, вставать на задние лапы, делать эффектные пробежки. Но это лишь активная демонстрация агрессии, до убийств у них не доходит. 

Шимпанзе обыкновенные и карликовые живут на двух разных берегах реки Конго, они намного ближе к людям. Обыкновенные обитают рядом с гориллами, с которыми приходится конкурировать за питание и территорию обитания. В силу этого они злее и агрессивнее, могут друг друга истреблять. Даже описаны случаи, что шимпанзе сплачивались и убивали горилл. 

У шимпанзе доминирует не тот, кто сильнее, а тот, кто умнее, изобретательнее, умеет лучше договариваться. Описан случай, когда доминантом был однорукий самец, потерявший конечность в браконьерской ловушке. Что касается семейной структуры, она у них моногамная, но партнеры так же, как и у людей, в течение жизни могут меняться. 

Карликовые шимпанзе намного миролюбивее, так как рядом с ними нет конкурентов. Они редко дерутся, а все сложности решают «обнимашками». В роли главного у них может быть самка. 

В чем секрет эволюции.

Наши непосредственные предки – австралопитеки. Самцы и самки практически по внешнему виду не различались, а судя по небольшим клыкам (об этом говорят находки челюстей), они были миролюбивыми. Одна из значимых находок – семейство австралопитеков в Эфиопии (жили 3,8-2,9 млн лет назад). Найдено 257 костей от 17 индивидумов. Жили самцовыми группами, оставаясь на месте рождения, а самки могут быть и пришлые. 

Когда наша социальная структура два миллиона лет назад столкнулась с агрессивной системой взаимодействия, принятой у павианов, то австралопитеки проиграли. Два с половиной миллиона лет назад гигантские гелады (травоядные мартышковые приматы, родственники павианов) вытесняли наших предков из их экологической ниши, то большая их часть вымерла. Выжили только те, кто умел общаться, жить сообща, перешел на другие виды питания. 

После похолодания наши предки отдали предпочтение мясоедству и продолжили эволюционировать. Размер мозга стал меняться, расти. В данном случае отражалось усиление социальности, а на черепах и челюстях наших предков параллельно с усилением мозга появлялись признаки речи. Это было необходимо для эффективного общения, охоты, использования огня. В итоге гигантские гелады вымерли. Таким образом, проигрыш человеческой миролюбивой социальной структуры обернулся выигрышем. Если бы наши предки тогда не проиграли, то остались бы на уровне австралопитеков. 

Вопрос дилетанта.

– Помнят ли обезьяны своих родителей, братьев, сестер?

– Самца гориллы по имени Майкл поймали детенышем. Всю свою жизнь жил в зоопарке в США. Майкла научили языку жестов, и он несколько раз рассказывал о том, как его поймали и убили его родителей. Горилла Коко рассказывала о котенке, к которому была привязана, а тот умер. Коко говорила, что он ушел туда, откуда не возвращаются.

Записала Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате