Куклы нас объединяют. Это лишний раз подтвердили представления Орловского театра

Куклы нас объединяют. Это лишний раз подтвердили представления Орловского театра

Орловский театр кукол в апреле приехал в Нижний Новгород в рамках гастрольно-фестивального тура кукольных театров «Весенняя карусель». Подобно ярмарочному одноименному развлечению, пронес­лись три дня, за которые гости успели дать семь представлений.

Любовные страдания.

В советские годы Орловский театр кукол был участником фестиваля, проходившего в Горьком. В разные периоды в этом театре служили и возглавляли его выпускники Горьковского театрального училища Сергей Самойлов и Владимир Сергейчев. Кроме того, годом ранее, другой театр из Орла – драматический – также показывал нижегородцам свои лучшие спектакли.

Раиса Овсянникова, главный режиссер театра, не скрывала, что все артисты очень волновались перед началом показов. Но все прошло удачно, нижегородцы тепло приняли гостей, зал был полон. 

Первый спектакль, «Сказка о рыбаке и рыбке», символично был выбран для старта нижегородских гастролей. Ведь написано произведение было в имении Пушкина Болдино, во время второй Болдинской осени поэта. Постановка оказалась снабжена прологом,  в нем предстает сам Александр Сергеевич, пребывающий в творческом кризисе. На помощь ему приходит «муза» – говорящий кот, домашний и ученый. Шутка-фантазия на тему, «из какого сора» рождаются сюжеты и стихи, атмосферно выстроена в декорациях, напоминающих рукописные листы Пушкина.

Режиссер Павел Акинин сделал из хрестоматийной, известной всем притчи, историю преданной супружеской любви, на которую не смогли повлиять даже роковые события. Но другим литературным открытием для зрителей стали строчки из первой рукописной редакции сказки Пушкина, позже не вошедшие в окончательный вариант. В нем одним из желаний Старухи было стать «римскою папой». После исполнения прихоти та восседала на Вавилонской башне, увенчанная папской тиарой.

На протяжении действа менялись статусы Старухи, материальное состояние, и вместе с ними трансформации происходили с ее характером. И голос Золотой рыбки каждый раз звучал то по-доброму, то зловеще, а смех напоминал о роковой развязке. Не изменился только Старик. Так, в итоге вновь оказавшись у старого разбитого корыта, он трогательно читал жене проникновенные строки: «Я помню чудное мгновенье…»

Музыкальный праздник.

Сказку «Бременские музыканты» в субботу давали трижды. Как выяснилось, это представление орловцы у себя играют не только в театре, но и на городских праздниках, куда их с удовольствием приглашают.

Секрет популярности этого спектакля, как нам рассказали, заключается в популярности песен, всем нам знакомых по мультфильму. Дети любят под них танцевать, а взрослые с удовольствием подпевают, вспоминая свое детство. Яркие мобильные куклы, каждая из которых напоминала музыкальный инструмент, имели свой соответствующий характер. Взаимодействие с залом и в этот раз произошло почти мгновенно.

Завершал гастроли «Мойдодыр». Коммунальная ретро-история одного ленинградского утра чуть было не превратилась в триллер. Домочадцы решили проучить непослушного чумазого мальчика, оживив окружавшие его предметы. В розыгрыш оказались вовлечены все жильцы!

Знаменитое путешествие кухонного скарба по улицам происходит тут прямо на обеденном столе. И каждый встреченный им персонаж, словно этап квеста, приходилось преодолеть, чтобы выйти победителем в борьбе за чистоту!

Главное отличие между нашими театрами – в типе самих кукол. Нижегородцы привыкли к постановкам с тростевыми моделями, когда кукловоды находятся за ширмой, держа героев над собой, а орловцы приехали с куклами планшетными, управляя которыми, артисты чаще всего работают на «открытом» (живом) плане, то есть, играя, как в драматическом театре. И они доказали нам, что владеют всеми навыками!

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате