"Живой музей": карельский вариант

"Живой музей": карельский вариант

В Петрозаводске прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы развития музеев-заповедников". От Нижнего Новгорода в Карелию ездила директор музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья Марина БУГРОВА. Мы попросили Марину Станиславовну поделиться впечатлениями от поездки.
- Бывая в других российских музеях, я не могу понять, почему везде что-то делается, что-то происходит, а у нас - ничего, - так начала она свой рассказ.
- Что, "Кижи" - богатый музей?
- Очень. Восемьдесят семь памятников традиционной народной архитектуры, в том числе ансамбль Кижского погоста, уникальные археологические памятники, более десяти истори ческих поселений территории Кижской волости. Более 30 тысяч единиц хранения фондовых коллекций, отражающих быт и культуру карел, вепсов, русских. Более 10 тысяч единиц хранения письменных исто чников (в том числе обмерные чертежи и проекты реставрации). Научная библиотека - более 12 тысяч книг. Научный архив - более трех тысяч дел. Компьютерные информационные базы данных, содержащие сведения о памятниках и фондовых коллекциях. Каталоги и картотеки научно-справо чного аппарата музея. Сто девяносто четыре человека постоянного персонала и более ста семидесяти человек, работающих сезонно, по договорам и контрактам... Нам такое и не снилось.
- Видимо, потому, что "Кижи" являются музеемзаповедником федерального значения и даже включены в список культурного наследия ЮНЕСКО, а музей на Щелоковском хуторе федерального статуса до сих пор не имеет, как не имеет и прав на землю, на которой расположен. Он даже самостоятельности лишен, существуя как отдел Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
- А в "Кижах" развивается масса новых направлений деятельности.
Здесь работают специалисты не только традиционных для музейной сферы профессий (архитекторы, реставраторы, историки, этнографы, археологи, искусствоведы, музейные педагоги), но и строители, сотрудники финансовых и хозяйственных подразделений, компьютерного центра, службы безопасности.
Ведутся исследования по истории, архитектуре, этнографии, фольклористике, археологии, публикуются науч- ные труды, даже выходят ежемеся чная газета "Кижи" и нау чный ежегодник "Кижский вестник", представляете? Музейные работники России знают о Республиканском Детском музейном центре - он тоже действует в структуре музея-заповедника "Кижи" и реализует детские музейные проекты "Кижи - мастерская детства", Летняя музейно-этнографи ческая школа, Летний университет на острове Кижи.
- Я правильно поняла, что в штате "Кижей" есть собственные строители?
- Да! Впервые в российской музейной практике здесь создана собственная реставрационная служба - Плотницкий центр, благодаря чему постоянно ведется работа по предотвращению разрушения уникальных памятников деревянного зодчества. А отдел учета и сохранения объектов природного наследия (он создан в 1976 году) занимается изучением и сохранением природных комплексов и исторического ландшафта.
- Приходилось слышать, что "Кижи" - это "живой музей", то есть на его территории есть действующие церкви, реконструированы традиционные полевые работы заонежских крестьян и фольклорные праздники.
- Это чрезвычайно любопытно. Храмы на острове Кижи издревле были центрами духовной жизни округи. С 1994 года при активной поддержке музея началось возрождение Кижского прихода: после 57-летнего перерыва возобновились богослужения в церкви Покрова Богородицы, а в 2003 году при Спасо-Преображенском храме на острове Кижи образовалось Патриаршее подворье.
Реконструкция традиционных земельных работ и фольклорных праздников - дело рук созданного при музее отдела фольклора. Поначалу в 1989 году это была просто фольклорная группа. Разучивание песен происходило с помощью прослушивания магнитофонных записей и живого общения с носителями традиций. На основе скрупулезной архивной и экспедиционной работы был создан особый вид музейной экспозиции по духовной крестьянской культуре Русского Севера - фольклорные выставки-реконструкции. В 2001 году группа энтузиастов переросла в отдел фольклора. В его составе четыре научных сотрудника, методист и техники. Деятельность охватывает три основных направления: сохранение, изучение и показ духовной культуры Олонецкой губернии и Русского Севера. Отдельно нужно сказать о фольклорно-этнографическом театре. Это музейная структура, которая воспроизводит элементы народной культуры с научной достоверностью и этнографической точностью. Основной состав театра - штатные сотрудники отдела фольклора и других подразделений музея "Кижи". Они ведут активную экспедиционную деятельность, ищут и собирают материальные предметы крестьянской культуры, формируют фольклорный "звуковой" архив музея из устных рассказов, причетей, песен, романсов, сказок, колыбельных. На видео фиксируются старинные танцы.
Меня очень заинтересовала так называемая "Ожившая экспедиция" - галерея профессиональных мастеров, демонстрирующих ремесла в их естественной среде: крестьянском доме или усадьбе. По-моему, очень удачная попытка воссоздания живой картины крестьянской жизни, образа ушедшего времени. Работа мастеров - это показ ремесленного процесса и инструментов, рассказ посетителям о своем ремесле. Кроме того, они еще и изготавливают необходимые в жизни музея традиционные вещи.
И все эти люди - в штате музея.
Беседовал Вера ЗВЕЗДОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате