"ХОРОШО-ТО КАК, ГОСПОДИ!"
Помнится, в мою студенческую юность стенгазета с таким названием появилась однажды на стенде перед столовой спортивного лагеря Горьковского госуниверситета в Старой Пустыни, где я отдыхала.
Незатейливые любительские чернобелые фотографии со смешными подписями под ними рассказывали о том, чем жили в лагере студенты: о спортивных состязаниях на тихой глади Великого озера и на лесных тропинках, перерезанных корнями могучих сосен, о дежурствах в столовой и танцевальных вечерах, о пляжных развлечениях и о шлюпо чном походе "в кругосветку" по всей цепи восьми пустынских озер, соединенных то руслом реки Сережи, то протоками.
Нам действительно было хорошо - и от юного состояния души, и от необыкновенной красоты, окружавшей нас. Старая Пустынь, или, как ее еще называют, нижегородская Карелия, - удивительный уголок природы в Арзамасском районе, к которому прикипает душа. Ни одно из пустынских озер, образованных на месте древних карстовых провалов, не похоже на другое. Овальную чашу Круглого озера не спутаешь с вытянутыми берегами Долгого, а чистоту и свет Свято-озера, берега которого по ночам действительно светятся от облюбовавших их светлячков, нельзя сравнивать с редко рассеивающейся туманной дымкой Парового озера. Протоки и заливы озер буквально усеяны цветами кубышек и кувшинок. По берегам можно встретить желтые ирисы - охраняемый вид растений.
Вообще флора и фауна Пустынского заказника - сплошной охраняемый вид. На его территории произрастает более 700 видов растений из 1200, встречающихся в Нижегородской области. Из них 7 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации и 28 - в Красную книгу Нижегородской области. То же самое с птицами, насекомыми. млекопитающими, рептилиями. В некоторых озерах, например, живет вид выхухоли, занесенный не только в российскую, но и международную Красную книгу.
"ЗДЕСЬ ПТИЦЫ НЕ ПОЮТ"
В Старой Пустыни и теперь хорошо. Но нельзя сказать, что по-прежнему. В этом я убедилась, попав в состав пресс-тура, организованного в начале августа по территории заказника комитетом Законодательного Собрания по экологии и природопользованию, управлением общественных связей ЗС НО и компанией экологически ориентированного бизнеса "Регионметтранс".
Давно нет на Великом озере спортивного студенческого лагеря университета: с присвоением территории Старой Пустыни статуса областного заказника лагерь убрали, чтобы снизить нагрузку на природу. И это правильно. На его месте осталась лишь университетская биостанция, где летом проходят практику студенты-биологи.
Но перефразируя Козьму Пруткова, гони человека от природы в дверь, он влезет в окно. Молва о красоте здешнего края давно перешагнула все границы, и Пустынь стала местом поломничества организованных и неорганизованных туристов и просто отдыхающих. Несмотря на ряд ограничений, положенных Старой Пустыни по статусу заказника, сегодня эта земля фактически не охраняется. "Ну не могу я к каждому реликтовому дереву милиционера приставить!" - сетовал по этому поводу один из участников пресс-тура, глава администрации Арзамасского района Михаил Рыбин.
Но не столько из-за отсутствия охраны, сколько из-за нашего потребительского и безжалостного отношения к природе начиная с 90-х годов двадцатого века некоторые территории, удобные для отдыха, начали стремительно деградировать.
И теперь на "освоенных" прибрежных территориях отказывается расти подлесок; берега и прибрежная полоса водоемов захламлены бытовым мусором. По весне, вспугнутые бухающими звуками попсы, несущимися из динамиков автомобилей приехавших на отдых компаний, птицы навсегда покидают некогда облюбованные места, чтобы свить свои гнезда подальше от шумовых эффектов.
Вода в озерах цветет, а за плотиной для арзамасского водовода, в старом русле Сережи, на площади около 100 га появились мощные заросли телореза, начался процесс забола чивания.
Озера цветут и зарастают отнюдь не в результате естественных процессов. Человек и здесь отметился, явив в этом деле прямо-таки анекдотический образец бессмысленности и головотяпства. В 1987 году был построен мост через реку Сережа у села Старая Пустынь. Его соорудили в стороне от воды, а затем под него повернули русло реки. Река, естественно, сопротивляется, пытается вернуться в старое русло, но основные ее воды уходят в грунт нового с несформировавшимся ложем, в результате не попадая в озера. Озера мелеют и зарастают. По мнению некоторых специалистов, еще лет десять оставить все как есть - и мы вообще лишимся уникального уголка природы.
Что делать, чтобы этого не произошло? Собственно, для того, чтобы общество задумалось над этим вопросом, а задумавшись, нашло ответ, и был организован пресс-тур, а в его рамках обсуждение ключевых проблем в сфере охраны окружающей среды региона с участием председателя комитета ЗС НО по экологии и природопользованию Ольги Сысоевой, депутата Законодательного Собрания от фракции "Единая Россия" Александра Цопова, уже названного главы администрации Арзамасского района Михаила Рыбина, финансового директора компании "Регионметтранс" Алексея Жданова, журналистов, представителей общественных экологических организаций.
СИЛАМИ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ЭКОЛОГА
Один из возможных вариантов сохранения заповедных мест дала принимающая пресс-тур сторона - частная биостанция Сергея Шустова и детский экологический лагерь "Джунгли" Сергея Пиняева, до которого мы добрались пешим ходом по части экологического маршрута, предлагаемого сегодня некоторыми нижегородскими туроператорами.
Оба эколога, хоть и в разной форме, занимаются схожим делом: пытаются путем образовательного процесса вписать человека в природу, то есть с детских лет научить его понимать, любить и защищать все многообразие того, что нас окружает. Преподаватель Нижегородского педагогического университета Сергей Шустов вместе со своей женой Ларисой вот уже второй год в летнее время принимает у себя на биостанции детей из 28-й школы Нижнего Новгорода, имеющей, как известно, экологический уклон. Биостанция представляет собой два обычных деревенских дома в селе Старая Пустынь, из окон которых (благо дома на косогоре) открывается потрясающий вид на заречье, пустынские леса и озера. Здесь дети группой 10 - 12 человек посменно живут, впитывая красоту природы и рассказы о ней учителя, который дважды в день водит их на экскурсии, посвященные то голосам и повадкам птах, то деревьям и кустарникам, а то и таинствам ночной жизни леса. Пребывание школьников на биостанции венчают солидные исследовательские работы, которые зачастую высоко оцениваются на школьных конкурсах.
Лагерь "Джунгли", который живет по-походному, в палатках, имеет немного другую направленность.
- Мы, пожалуй, единственная в заказнике сила, которая следит за территорией и изо дня в день занимается устранением следов пребывания человека, - говорит его руководитель Сергей Пиняев. - По выходным здесь просто беда, - с горечью добавляет он.
Как справиться с этой бедой иначе, нежели молчаливым примером сбора пластиковых бутылок и одноразовых тарелок, испачканных остатками шашлыка? Об этом в лагере тоже много думают, устраивая так называемые ролевые игры, в которых дети примеривают на себя одежды и экологов, заинтересованных в сохранении биоразнообразия, и местных жителей, для которых природа в прямом смысле их мать-кормилица, и дачников, прикупивших здесь участки под свое убежище от городской суеты, деловых людей и чиновников, могущих иметь в заказнике свой интерес. Думают и между всем этим ищут равновесие. И приходят, пожалуй, к наиболее оптимальному выводу: территория Пустынского заказника должна получить статус национального парка, то есть стать местом, где, с одной стороны, запрещены определенные виды деятельности, поставлены определенные рамки пребывания человека, а с другой - организованы все условия для щадящего экологию отдыха и туризма.
И БУДЕТ ПУСТЫНЬ - ПАРК?
В мечтах о национальном парке в Старой Пустыни дети из лагеря "Джунгли" не одиноки: об этом говорят нижегородские экологи, представители многих других общественных сил. Но осуществить эту идею непросто. Национальный парк - структура федерального подчинения, превратиться в которую сегодня сложно прежде всего чисто юридически, в том числе и с точки зрения 131-го федерального закона, четко разграничившего полномочия между местным самоуправлением, региональной и федеральной властью.
- Это путь непростой, но идти по нему нужно, доказывая на всех уровнях и всеми способами состоятельность идеи, - говорит депутат Ольга Сысоева. - Вместе с тем нельзя дожидаться, когда это случится.
Я считаю, что сегодня в областном бюджете есть деньги для того, чтобы всерьез заняться экологией и встроить экологический туризм в экономическую доктрину области.
В этой связи промежуточным этапом создания национального парка в Старой Пустыни может стать присвоение заказнику статуса природного парка, что является компетенцией областного правительства, решили участники пресс-тура. А за решением последовали и действия. Спустя неделю после проведенного в заказнике мероприятия председатель Законодательного Собрания, лидер партии "Единая Россия" Евгений Люлин обратился в областное правительство с предложением создать в Арзамасском районе природный парк "Пустынский".
С дирекцией и штатом охраны, как положено.
Вот уж действительно: "если тебя задело, это уже полдела", как поют герои мюзикла "Норд-ост".
Елена МАСЛОВА.
Фото Оксаны ЕРМАКОВОЙ.