Горячая для большинства нижегородцев тема — рост цен на продукты питания. И новость номер один в этом ряду — прогнозируемое повышение цен на макароны. По сообщениям некоторых специалистов, в частности президента ОАО «Первая макаронная компания» Андрея Ковалева, они могут вырасти в цене аж в полтора раза.
Объяснять ценовой скачок особо не приходится: у всех на слуху последствия, которые наступили вслед за засушливым летом. Большая часть урожая зерновых сгорела, что называется, на корню, в том числе и в нашем регионе. Впрочем, не многие знают, что из нижегородского зерна, если брать его в чистом виде, не то что макароны, хлеб не выпечешь.
— Мы не вправе давать указания торговым предприятиям снизить цены, так как это противоречит действующему законодательству, — комментирует ситуацию начальник отдела экономических концентраций Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы Ирина Кошелева. — Но если будет выявлен факт ценового сговора между ними, то у нас есть право заставить их снизить цену до установленного предела. Что касается возможного подорожания муки и макаронных изделий, то мы уже начали проверку мукомольных предприятий. В июле — августе этого года, кстати, мука уже дорожала, и если такой факт будет выявлен сейчас, то, конечно, мы потребуем его объяснить.
Сегодня в магазинах областного центра макароны самых низких сортов продаются в среднем по 40 — 50 рублей за килограмм. «Спагетти» и макаронные изделия производства «Вермани» уже дороже — 55 — 65 рублей за кило. Нетрудно подсчитать, что в случае грядущего повышения цена на них перевалит за 70 рублей. Вкупе с макаронами, похоже, подскачет в цене и хлеб. Договоренность власти с производителями муки и хлебопеками держать цены на прежнем уровне заканчивается 1 ноября.
— Лето выдалось засушливое, зерна собрано меньше обычного, поэтому исключать роста цен нельзя, — говорит директор по маркетингу
А вот у производителей молочной продукции, похоже, все резервы выпускать дешевые кефир, ряженку, сметану, масло и прочая исчерпаны. Цены на них растут теперь постоянно.
— Многие поставщики подняли цены на 20 — 35 процентов, — объясняет заместитель директора магазина Spar Марина Ларионова. — Внутренняя наценка супермаркета, как правило, не превышает 10 — 15 процентов в зависимости от вида товара.
В технологической цепочке, заканчивающейся на потребителе, все ее участники кивают друг на друга, включая и сельхозпроизводителя. На самом деле крайним здесь выступает потребитель: даже в отсутствие сговора участников рынка ему за все приходится платить.
Сергей БИШЛЕТОВ.
Между тем
Нижегородская область по стоимости минимального набора потребительских товаров и услуг в сентябре 2010 года занимала
Минимальный набор продуктов обходится нижегородцам в 2311 рублей, по данным за