В нижегородских колониях свадебный бум. В срочном порядке сидельцы переводят свои гражданские отношения с подругами на воле в формальную плоскость. Правда, любовь в этом случае — дело второе. В роли «сватов» выступили некоторые руководители исправительных колоний.
Это они, запретив длительные свидания зэкам с их гражданскими женами, заставили задуматься закоренелых холостяков о штампе в паспорте. На воле многие из нынешних зэков долгие годы провели в сожительстве и даже имеют общих детей. Отсутствие печати в паспорте никому не мешало. Тогда же, когда супругов разделила колючая проволока, это обстоятельство стало серьезным препятствием для встреч. Скудные харчи осужденных рисковали не пополниться домашними разносолами: какой резон ехать за тридевять земель женщине, если свидание с милым откладывается.
— В законе нет такого запрета — препятствовать встречам лицам, состоящим в гражданском браке, — объясняет Наталья Хомутова, член общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания в Нижегородской области. — Но этот вопрос отдан на откуп начальника колонии: он по своему усмотрению решает, разрешать свидание или нет.
Члены наблюдательной комиссии в большинстве своем считают, что такая постановка вопроса создает предпосылки к злоупотреблениям в местах не столь отдаленных. Гражданские супруги хотя и привозят на свидания справки о своих неформальных отношениях с осужденным, билетами на свидание они становятся не всем. По нижегородским колониям сейчас кочует некий нотариус и за определенную плату (3 — 4 тысячи рублей) связывает узами брака заключенных и их несчастных жен. Такая практика существует в ИК № 4 и 12 в Тоншаевском районе и № 20 в Лукоянове. Десятки сидельцев таким образом узаконили свои неформальные отношения с теми, кто поддерживает их на воле.
Это не единственное нарушение, о котором стало известно членам наблюдательной комиссии, которые на днях подводили итоги своей двухлетней работы. В ее адрес только за последний год поступило 218 жалоб заключенных. Типичными стали случаи задержки материалов в суд на
Многочисленные нарушения дали комиссии повод добиваться закрытия изоляторов временного содержания в Лукоянове, Дзержинске и Большемурашкинском районе. По словам Натальи Хомутовой, и сами заключенные сегодня не мирятся с условиями своего содержания. Сидельцы колонии № 20 подали в суд на администрацию колонии и сумели добиться того, что количество заключенных в камерах приведено в соответствие с существующими требованиями. Назначили зэкам и компенсацию морального вреда, хотя и чисто символическую — 5 тысяч рублей.
Ольга МАКАРОВА.
Справка «НН»
По данным на 1 июня 2010 года, в подразделениях ФСИН области содержалось 22 465 человек, в том числе в исправительных колониях — 19 774, в СИЗО — 2467.