"КРОК" - это по-нашему!

"КРОК" - это по-нашему!

В середине августа Нижний Новгород вновь принимал гостей Международного фестиваля анимационного кино "КРОК-2006".
Один из самых влиятельных анимационных фестивалей в мире - плод творческого содружества кинематографистов России и Украины. XIII КРОК проплыл по маршруту Нижний Новгород - Пермь - Нижний Новгород с остановками в прикамских и приволжских городах, где устраивались киносеансы и мультишоу. Украина - родина мультфильмов?
Традиционно несухопутный "КРОК" проводится поочередно в обоих государствах: по нечетным годам теплоход с гостями плавает по Днепру, а по четным - по Волге или другим российским рекам. Причем у нас проходит так называемый Малый "КРОК", где соревнуются молодые мультипликаторы, а в Киеве - Большой, для классиков и динозавров анимации. "КРОК" родился на украинской земле в 1989 году, когда после перестрое чного триумфа ММКФ-87 кинообщественность "отпустила" документалистов и аниматоров в свободное плавание. И кораблик, названный Гарри Бардиным "КРОК" (в переводе с украинского "шаг"), успешно поплыл покорять международное кинематографическое пространство.
Исторически сложилось так, что именно киевская школа отечественной мультипликации стала рогом изобилия талантов, именами которых полнятся видеотеки золотого фонда мультфильмов: Давид Черкасский ("Приключения капитана Врунгеля", "Остров сокровищ"), Эдуард Назаров ("Жил-был пёс", "Приключения муравья"), Владимир Дахно (мульфильмы про казаков), Александр Татарский ("Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег", "Следствие ведут колобки") и другие. Многие из них сегодня и делают "КРОК": Черкасский - президент с украинской стороны, Назаров - с российской, Татарский - заместитель председателя оргкомитета.
Фильм! Фильм! Фильм! Конкурсный отбор нынешнего фестиваля был жестким: из 800 заявленных работ селекционная комиссия оставила на суд жюри только 120. То есть 15 процентов. В борьбе за призы "КРОКА" столкнулись 35 стран со всех континентов. Россия "отделалась" 20 фильмами, некоторые из которых уже успели собрать урожай призов на других фестивалях. В результате волжскокамского путешествия Гран-при за фильм "ОВЕРТАЙМ" отправился во Францию. Остальные призы расползлись по всей Европе, а два специальных улетели в Канаду. В России остался приз за лучшую программу киношколы (студия "Шар" Ивана Максимова) и пять плановых дипломов в студенческой и дебютной категориях. Но самое приятное упоминание России при раздаче слонят - это присуждение приза зрительских симпатий фильму "Осторожно, двери открываются" Анастасии Журавлевой.
Все фильмы-лауреаты показали на закрытии "КРОКА" в Нижегородском театре кукол. И это была самая интересная программа фестиваля. "Ночь эротической анимации" в "Рекорде" с показом нижнего белья как-то выделилась из общей панорамы фестиваля. Но судить о ней могут только избранные, ибо мультфильмы по ночам смотрят те же, кто по утрам поглощает шампанское. На следующий день все в том же "Рекорде" Павел Милославский устроил настоящий детский праздник. Весь день там показывали "Гору самоцветов" - самый масштабный проект современной отечественной анимации. Это цикл мульфильмов - экранизаций сказок народов России, который инициировали Александр Татарский и его знаменитая студия "Пилот". По меркам отечественного кинематографа проект имеет поистине исполинские размеры: планируется сделать более ста фильмов по 13 минут. Над сериалом работают лучшие аниматоры. Первые же фильмы заставили специалистов говорить о прорыве и возрождении в отечественной мультипликации, а господдержка проекта была оценена общественностью как один из самых удачных примеров государственных инвестиций в национальную культуру. Михаил Алдашин ("Букашки", "Про Ивана-дурака") и сам Татарский представили в Нижнем Новгороде первые три сборника по пять фильмов.
Тем временем "Орленок" принимал других гостей фестиваля, главным из которых был Юрий Норштейн ("Ёжик в тумане"). На творческой встрече, посвященной 70-летию студии "Союзмультфильм", были показаны специальные программы фильмов самого Норштейна, Назарова, Алдашина, Хржановского ("Дом, который построил Джек", "Полтора кота"), Хитрука ("Винни-Пух"). На эту классику, засмотренную до дыр в телевизоре, пришел полный зал истинных любителей настоящего искусства.
Пришел и смеялся, как в первый раз. Это был праздник не только для детей, но и для всех остальных. За горами Накануне же у всей этой именитой фестивальной команды настроение было совсем не праздничное.
Сразу по прибытии в Нижний прямо на борту "Георгия Жукова" гости устроили пресс-конференцию. И заговорили о самом наболевшем: российская анимация сегодня.
Юрий Норштейн высказывал свою обиду за ситуацию в современной отечественной анимации.
Он жаловался на чиновников из Министерства культуры, которые не желают тратить ни время, ни деньги на создание мультфильмов, потому что им нужны сериалы, то есть быстро и много. А на одних "Смешариках", нагло срисованных с "Винни-Пуха", нормальных детей воспитать непросто.
Александр Татарский как продюсер, то есть бизнесмен, жаловался уже на Минэкономразвития и прессу. Журналистов он призвал не публиковать нелепых данных о том, что какой-либо фильм окупился в прокате. "Тетеньки из министерства прочитают это и сделают неправильные выводы, подумав, что наше кино уже здорово и в финансовой помощи со стороны государства более не нуждается. А на самом деле никто не считает, что половину дохода от фильма оставляют себе кинотеатры. Никто не знает, что рекламный бюджет и бюджет производства - это две отдельные суммы, которые никогда не объединяются, а реклама иногда стоит дороже производства. Итого, чтобы считать картину окупившейся, нужно, чтобы она окупилась в два с половиной раза! Но кроме "Дозоров" и "Девятой роты" у нас таких примеров нет".
Гость фестиваля - надежда российской анимации Михаил Алдашин пожаловался на самих мультипликаторов. По его мнению, размытие культурных границ между народами спровоцировало утрату национальными кинематографиями своего особенного колорита: "Просматривая современный мультфильм, я уже не могу сказать, китайский он или голландский, чешский или японский..." Пресс-исповедь мультипликаторов была мучительной для них самих. Вывод из неё простой и неутешительный. На хорошее полнометражное кино, особенно если оно анимационное, денег нет по определению, поэтому и приходится смотреть жалкие копии зеленых людоедов, переодетых в богатырское рубище. Короткометражная анимация снимается, но она неформатна для кинопроката: традиция показывать в кинотеатрах сборники мультфильмов канула в Лету вместе с теми кинотеатрами. Теперь другие кинотеатры и традиции.
"КРОК" - вот это по-нашему. Но это всего лишь фестиваль, зрителями которого становятся сотни. А у миллионов россиян выбора нет. И пока годовой бюджет всей отечественной анимации продолжает составлять четверть бюджета одного "Шрека", его и не будет.
Антон БЕЛОУСОВ.
Фото автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате