Нижегородцы увидели три репертуарных спектакля: детскую сказку и две комедии для взрослых зрителей. Открыла гастроли музыкальная сказка «Бал для Золушки». Дети увидели современную постановку (режиссер Артем Кузин) по известнейшему произведению, в которой, при минимуме декораций (часы и белые арки-колонны), акцент был сделан на яркость и вокальные номера. Игра света, насыщенные цвета костюмов, блеск переливающихся страз, фантазийные головные уборы и парики невероятных оттенков – применено было все, что хотя бы на время может удержать внимание непосед.
И вновь «Женитьба».
Взрослых зрителей порадовали иностранные эстрадные хиты прошлых лет, перепетые по-русски с новым смысловым содержанием. Главным же лейтмотивом спектакля стали слова из песни: «Миром правит любовь и доброта».
Вечером была представлена хрестоматийная «Женитьба» Гоголя в классической версии Сергея Арцибашева. На ростовской сцене около восьми лет назад было осуществлено очередное ее воплощение. Режиссер сохранил художественное решение, полностью повторив спектакль, который до сих пор идет в московском театре имени В. Маяковского. И хотя постановка не так стара, казалось, что по ней можно изучать историю отечественного театрального искусства. Возрастной состав исполнителей невольно дополнил это впечатление. Для своего, ростовского, зрителя это спектакль, состоящий из персональных дивертисментов любимых актеров (с показом женихами фокусов, прыжками с гимнастической ленточкой, разудалым танцем «Яблочко»), сильной труппы, но для нашей публики то было первое знакомство с театром.
Вроде бы старомодная комедия, с неактуальным для нынешней жизни сюжетом, но, тем не менее, только в Нижнем Новгороде «Женитьба» идет в двух муниципальных театрах, не считая привозных и студийных постановок. Интересно было их сравнивать, искать ответ: чем сегодня можно удивить публику.
Секрет успеха, на наш взгляд, заключается в музыкальной составляющей спектакля. Хор домовых крестьян в холщовых одеждах, возникая среди кадок зимнего сада и музейной мебели, дополнял и разбавлял действо лирическими городскими романсами и задорными народными песнями. Зал откликался на вокал молниеносно. Концептуальный постмодерн, похоже, еще долго будет проигрывать знакомой и понятной музыке.
Анекдоты с любовью.
Завершила гастроли комедия «Заходите, раз пришли», поставленная главным режиссером театра Геннадием Шапошниковым. Нижегородцам он знаком по спектаклям «Смута» и «Макбет» нашего театра драмы. Поэтому, невольно, с премьерной работой мастера были связаны определенные ожидания.
Рассказы Шукшина сменяли друг друга произвольно, не связанные единым сквозным сюжетом. Главная тема – ностальгия по деревне и ее жителям (узнаваемым забавным «чудикам»), была передана с любовью, без высмеивания с высоты наших времен. Но исчезли из инсценировки слова автора – важные мысли и наблюдения Василия Макаровича, и на сцене осталась иллюстрация, анекдотичная основа – не всегда смешная в современности. Только в финале объединились все персонажи за праздничным столом, и зрители в зале отозвались аплодисментами на такой простой и пронзительный тост фронтовика: «Лишь бы не было войны…», – вернувший спектаклю актуальность.
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.