От бытового к высокому

В Манеже Нижегородского кремля (корпус 1а) открылась выставка «Кустарь-художник: от промысла к народному искусству».

Это совместный проект Нижегородского музея-заповедника, Российского этнографического музея, Балахнинского музейного историко-художественного комплекса и центра традиционной культуры «Константиново поле» из села Татарское Дальнеконстантиновского округа. Вещи из коллекций этих музеев собраны в экспозиции и очень грамотно, несуетно представлены. Ведь что таить, во многих этнографических музеях экспонаты выставлены кучно и густо, а пространства Манежа дают возможность привлечь внимание к каждому изделию, обстоятельно рассмотреть его со всех сторон.

Тайны простых вещей.

На выставке представлены произведения мастеров художественных промыслов Нижегородской области. Между прочим, наш регион занимает первое место в ПФО и вторую в стране позицию по объему произведений народно-художественных промыслов. Павловские ножи и замки, казаковская филигрань, хохломская и городецкая роспись, борнуковский камнерезный и варнавинский косторезный промыслы, балахнинское кружево и изразцы, лысковская резная мебель и многие другие радуют глаз, изумляют тонким мастерством, выдумкой и красотой. Некоторые промыслы остались в прошлом, иные развиваются по сей день. Погружают в контекст фотографии мастеров прошлого, а сопроводительные тексты добавляют к интуитивным ощущениям массу интересной информации. Например, взять такую, казалось бы, простейшую вещь, как жбанниковская свистулька из черной глины. Изготавливали ее в деревне Жбанниково  Балахнинского уезда. Оказывается, звуковые отверстия в игрушке делали с помощью особенной палочки, сорванной на родовом кладбище в родительский день. Благодаря ее использованию игрушка становилась оберегом.

Кустарь или художник?

В соответствии с названием, выставка берет на себя особую миссию: не просто показать драгоценности знаменитых промыслов Нижегородчины, но проследить линию развития, эволюцию от кустаря к художнику, когда утилитарная вещь преодолевает грань обыденности и начинает сиять нездешним светом. Впрочем, и возникновение бытового предмета – то еще таинство! Гончар берет комок плотной серой глины, шмякает ее на вращающийся круг… и вдруг под его руками чудесным образом быстро вырастают вазочка, кувшин, горшок. Ложкарь обхватывает ладонью липовый чурбак – и тот начинает принимать очертания ложки. Из-под множества булавочек, под быстрое щелканье коклюшек, потихоньку является дивное тончайшее кружево. Так в какой же момент бытовое превращается в предмет искусства? Думается, это происходит благодаря  личностям – выдающимся мастерам, вкладывающим в свое дело душу. Имена некоторых из них остались в истории. 

Так, в экспозиции есть фотография игрушечника Луки Котикова. Она не подписана, но облик мастера знаком каждому, кто занимался вопросом деревянной игрушки, даром что жил Котиков сто лет назад. Упоминается имя Парфена Черниковича – большого художника, снискавшего себе славу, но «вдруг», с первого взгляда влюбившегося в Нижний Новгород и, в итоге, основавшего  косторезный промысел в Варнавине. Говорят сами за себя фамилии мастеров, оставивших «автографы» на роскошных расписных изделиях; на финише выставочного маршрута представлена галерея истинных художников своего дела!

В рамках выставки запланировано проведение мастер-классов. Ежедневно в 12.00, 15.00 и 18.00 проводятся экскурсионные сеансы. Посещение доступно в том числе по «Пушкинской карте». 

Выставка работает до 17 сентября. 0+.

Муза Тишина. 

Следите за нашими новостями в удобном формате