Театр ставит вопросы. Но, как это принято, не подсказывает готовых решений

Театр ставит вопросы. Но, как это принято, не подсказывает готовых решений

Нижегородский академический театр драмы имени М. Горького подготовил к концу сезона две премьеры. Об одной из них – театральном альманахе «Ваш выход!» – мы расскажем в этот раз.

Оживили персонажей.

Московский режиссер Алла Решетникова и актеры театра оживили персонажей семи произведений знаменитых русских писателей XIX века. Забавные, смешные и чуть грустные истории (за исключением небольших деталей) не имеют строгой привязки ко времени. Героев этих историй можно встретить и сейчас: узнавая в прохожих на улицах, работать под началом таких «чудаков», опознавая настолько же нелепый провинциальный бомонд в новостных репортажах – об этом нам намекают костюмы, созданные художником Андреем Климовым.

Создатели премьеры искусно обманули зрителя, заявив мощный состав авторов, принадлежащих одной эпохе. Вопреки ожиданиям – увидеть традиционный спектакль, с набором сценок-дивертисментов любимых актеров, главным действующим лицом в этой постановке стал сам театр – место действия и живой организм, за которым наблюдать из зала – истинное удовольствие.

Ведь ради чего зрители приходят в театр? Не за тем же, чтобы следить за артикуляцией красивых литературных слов или неспешным развитием событий, но за артистическими перевоплощениями, трансформацией пространства и утрированной театральностью. Художник Борис Шлямин предложил стильное минималистическое решение для этой задачи: оголив стены до кирпичной кладки, обычно скрываемой за занавесами и декорациями, он продемонстрировал изнанку сцены, а вместо пышной мебели предъявил кофры, ящики и даже контейнер для перевозки реквизита и костюмов.

Театр драмы развивается и не отстает от требований времени: там не скрывают, что многосоставная структура спектакля создавалась специально для гастролей по «Пушкинской карте». В далеко не идеальных условиях, и исходя из возможностей площадок региона, сценография и даже наполнение постановки не должны пострадать от того, что какой-то из элементов выпадет из нее, но и тогда – оставшиеся части смогут компенсировать лакуны.

Ужин с Шампунем и несогласный Пушкин.

Традиционная «троица» российских постановок – Чехов, Аверченко, Тэффи – кажется, как никогда, популярна в последние десятилетия. Но давно ли вы видели на сцене произведения Некрасова и Андреева?

Из набора рассказов, различных по литературному уровню и по получившемуся результату, не нужно ваять цепочку потаенных смыслов или видеть сакральное в новых персонажах. Подчас необходим был тот или иной сюжет, чтобы сменить настроение, ритм, разнообразить монотонность мужского доминирования: писатели прошлого зачастую предпочитали повествовать о проблемах героев, а не героинь.

Именно с некрасовской «Осенней скуки» родилась идея спектакля. Скучающий «домашний мучитель» не дает впасть в зимнюю спячку домочадцам. Словно капризный режиссер, взбалмошный барин (Сергей Блохин) ищет повод для нервного срыва на окружении, будто на подвластных его тирании актерах. Этим сюжетом завершается первое действие, и тот же персонаж, в шикарном полосатом халате, открывает второе – уже в чеховской «На чужбине». Вместе с французом  Шампунем (Александр Сучков) он ведет унизительный ужин, который, впрочем, завершится дружескими объятиями.

Пестрый набор сценок: «Дипломат», «Телеграфист Надькин», «Красивая женщина», «Катенька», по сути, вел к анекдотичной истории «Монумент». Дилемма с установкой памятника Пушкину на городской площади стала апофеозом всех ситуаций, когда люди придумывают несуществующие причины, не хотят брать ответственность за решение и боятся последствий. За худсоветом, незримым участником, наблюдает бронзовая скульптура поэта (воплощенная Павлом Ушаковым). Александр Сергеевич вновь виноват во всем. Но он же выведет в зажигательном танце к оптимистичному финалу, и тогда затанцуют все!

«Ваш выход!» – говорят артистам за кулисами, приглашая их на сцену. «Ваш выход?» – спрашивают они, подразумевая: а как бы вы поступили на месте персонажей? Театр, как известно, ставит вопросы, а не подсказывает готовые решения.  (12+)

Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой, предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате