Режиссерской лабораторией закрыл театральный сезон нижегородский ТЮЗ

Режиссерской лабораторией закрыл театральный сезон нижегородский ТЮЗ

Пять дней проходили интенсивные репетиции,  итогом которых стали четыре эскиза, показанные на двух сценах театра, с последующим обсуждением критиками и зрителями. 

Похоже, да не то же.

Первый год успешного сотрудничества министерства культуры Нижегородской области с Российским институтом театрального искусства – ГИТИС, стартовавший в самом начале сезона (в августе, в театре драмы), завершился в июне, и обязательно продолжится. Помимо ТЮЗа, где в феврале был поставлен спектакль «Дон Кихот» режиссером-выпускником Максимом Меламедовым, вуз взаимодействовал с педагогами и студентами Нижегородского театрального училища имени Е.А. Евстигнеева. Кстати, они принимали участие в этих показах. Таким образом, театр юного зрителя подвел творческие итоги и одновременно сделал заявку на будущий театральный сезон и 2024-й год, в котором мы будем отмечать 225-летие А.С. Пушкина.

Благодаря таким лабораториям молодые режиссеры получают возможность заявить о себе, поработать с профессиональной труппой, а затем лучших из них приглашают развить показанный эскиз в полноценный спектакль или сделать другую постановку. Так, осенью, на очередном Горьковском театральном фестивале мы увидим «Старуху Изергиль» в постановке режиссера Тимура Галеева.

Очередная режлаборатория «Ай да Пушкин!» собрала под свое крыло выпускников разных лет, учившихся у нескольких мастеров, поэтому эскизы получились крайне непохожими друг на друга. От молодых творцов ждут свежих идей, нового прочтения текста, но их зачастую увлекал поиск формы, внешние эффекты, даже в ущерб содержанию. Результат доказал, что многие из показанных приемов были уже не раз применены и, тем не менее, случились интересные находки.

Все работы не были традиционными классическими постановками и, основываясь на тексте классика, смело выходили за рамки исходного места и времени действия. Надо понимать, что эскизы – это не полноценные спектакли, поэтому не всегда мы видим произведение полностью. В них представлено общее решение режиссера, причем  воплощено оно с минимумом реквизита и костюмами из подбора. Тем интереснее может получиться результат, когда на первый план выходит оригинальность мышления. А может, наоборот, ярче проявиться несоответствие происходящего на сцене авторскому смыслу, как, например, случилось с первой работой – «Выстрел» Арины Бессергеневой.

Конфликт, родившийся из пустяка – глупой фразы, брошенной в офицерской среде, стал поводом для дуэли и отложенной мести. Это частично автобиографичная история самого Пушкина из «Повестей Белкина», где рассказчик лелеет обиду и возвращает «долг» в отдаленном будущем. Режиссер поместила героев и события в бар современного ночного клуба с казино, а затем и в тир. Слова контрастировали с игрой молодых актеров, крик заменял эмоции, а ритмичная музыка и выстрелы помогли взбодрить зал.

Руслан, Дубровский и Герман.

На малой сцене представили две следующие постановки. В первой Александр Локтионов собрал феминисток в модном «дамском салоне» (как показалось некоторым зрителям); негодуя, они разбирали строки поэмы «Руслан и Людмила». Впрочем, пространство и поведение дам больше напомнило женское ток-шоу, когда в телестудии героини делятся историями из своей жизни. Прием не новый: четыре молодые актрисы, одетые в офисные брючные костюмы, на креслах и диванах, с юмором сыграли все роли, перевоплощаясь в персонажей разных полов и возрастов. Лишь акцентные красные туф­ли в лучах софитов стали символом похищенной Людмилы.

Драма «Дубровский» напомнила о недавних «лихих» временах России, когда вчерашние друзья-соседи становились врагами. Главный герой – обнищавший и осиротевший молодой наследник, не прикладывая усилий, безвольно становится предводителем народного бунта. Зрителей на входе разделили на «троекуровских» и «дубровских», рассадив по разные стороны зала, где скрывались подсаженные артисты (в ролях крепостных). Для развития темы любви потомков враждующих семейств, возможно, не хватило сценического времени, остановившегося на «шутке» с медведем, но потенциал у эскиза Константина Денискина есть.

«Пиковая дама» завершила показы. Максим Меламедов предложил комически-мис­тическую версию, наполненную визуальными символами, где Герман сначала предстает дирижером, у которого карты, как ноты. По ним играют музыканты воображаемого струнного оркестра с нарисованной на лице маской картежной масти. Из-за большого числа деталей ускользнула мысль режиссера. Эскиз завораживающий, с явным эффектом дежавю, не дающий ясного представления о персонажах, но впечатливший образностью и иронией к отечественной литературе.

Выбор – за зрителем. Демократичный подход дал всем присутствующим право проголосовать, опустив один из трех предложенных на бумажечках вариантов («забыть», «не разрабатывать» или «развить») в корзину. Проголосуют и участники группы театра «ВКонтакте», где на несколько дней выложат записи эскизов. В следующем сезоне мы узнаем кому же из режиссеров повезло.16+

Пелагея Климова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате