Где и как полтора века назад отдыхали наши земляки

Где и как полтора века назад отдыхали наши земляки

Недавно в Заповедных кварталах состоялся камерный фестиваль усадебного отдыха в честь Международного дня пикника – встреча неравнодушных нижегородцев с упоительно-душистым самоварным чаем, баранками, играми, беседами. Там, в уютной тени старых садов, историк Иван Фёдоров поведал интереснейшие подробности досуга нижегородцев в девятнадцатом веке.


Как карты лягут.

Первое, куда шел отдыхать дворянин в девятнадцатом веке, – либо светский раут, либо бал.

Балы в девятнадцатом веке были очень распространены, причем тогда это мероприятие было уже не просто про танцы, как в веке восемнадцатом. На балах собирались люди своего круга. Там решались насущные вопросы с коллегами-дворянами, а если бал императорский, то предоставлялась еще и возможность обсудить какие-либо вещи политического характера с министрами или послами иностранных государств, которые на таком балу непременно присутствовали. Там выводили в свет молодых девушек с целью знакомства с потенциальными женихами. В Нижнем Новгороде губернаторский бал мог стать для чиновника ценной и, порой, уникальной возможностью перекинуться парой слов с самим губернатором, так как попасть к нему на прием было практически невозможно. 

Собирались в нынешнем Доме культуры имени Свердлова, до революции Доме дворянского собрания. Дворянское собрание – аналог местного самоуправления из предводителей дворянства со всей губернии. На втором этаже давались балы и ассамблеи, чуть позже организовывались светские рауты и салоны, от танцев немного отошли, обратив внимание на игры, беседы и чтение стихов. Сейчас напротив Собрания на Большой Покровской располагается Окружной суд, а раньше на месте здания суда стоял дом губернатора. В нем также проводились салоны и званые ужины, и именно туда во время пребывания в Нижнем Новгороде приезжал Пушкин. Четверть века спустя, уже в новом доме военного губернатора в кремле, побывал на балу Александр Дюма. 

Одно из мест любимого времяпрепровождения нижегородского дворянства – карточный стол. Это развлечение неспроста широко представлено в русской классической литературе! Конечно, бытовали шахматы, шашки, лото и другие настольные игры. Но карточная азартная игра пользовалась у дворянского сословия невероятной популярностью с восемнадцатого века, хотя тогда карты и были под запретом. Играли все, выигрывая и проигрывая целые состояния. Причем самыми популярными в просвещенном обществе были игры примитивные, вроде штосса, где исход зависит исключительно от везения. Позднее на смену штоссу пришли фараон, преферанс, вист. Согласно воспоминаниям Александра Садовского, представителя нижегородского дворянского рода, самой популярной игрой был преферанс. Вечерами, когда в салоне собирались гости, им в качестве welcome drink подавали пуншик – крепкий чай, щедро разбавленный кизляркой. По окончании легкого ужина выставлялись всевозможные наливки и начиналась игра. Обязательной частью этикета было курение трубок с длинными чубуками, порой доходивших до пола. Бывало, что такие встречи длились сутками.

Капитал здесь правил бал.

Купечество, особенно в девятнадцатом веке, в Нижнем Новгороде было представлено гораздо более широко, нежели дворянство. Нюанс в том, что большинство купцов – выходцы из крестьянского сословия. Очень долгое время они предпочитали вести свой быт исключительно по-крестьянски, отличаясь от оных разве что количеством денег и размерами дома. 

Также нижегородское купечество – очень религиозное, причем многие еще и старообрядцы, а это и вовсе закрытая каста, где любые нововведения приживаются с огромным трудом. Подавляющая часть досуга купцов проходила либо дома, либо – аналог салона – в церкви. Ведь церковь в те времена была не просто местом, где молились. Очень многие церкви были построены на деньги богатых купцов того времени. Потому что это – статус и уважение. Также многих уважаемых купцов тогда назначали церковными старостами, и следить за приходом было делом почетным. Приход церкви в те времена был немного не то, что сейчас: это было сообщество. Все прихожане друг друга знали, потому что встречались в церкви как минимум раз в неделю, а то и каждый день. В самой церкви и рядом с ней шло общение: обсуждались все насущные рутинные дела – торги, болезни, рецепты кушаний, свадьбы, рождения, похороны. 

Купцы обладали прямо-таки невероятными капиталами. И так или иначе, самые богатые начинали подражать обычаям дворянства. Да, первые поколения были из крестьянства, но многие предреволюционные дельцы уже имели университетское образование. И они могли позволить себе многое, уровнем не ниже, чем у дворянства. Вообще к концу девятнадцатого века грани между сословиями понемногу начали стираться, и порой очень трудно было отличить образованного купца от обедневшего дворянина. Купцы Каменские выстроили себе усадьбу на Верхневолжской набережной ничуть не хуже дворянских особняков, ну а дворец Рукавишниковых решительно затмил все дворянские постройки. Неслучайно именно там принимали китайского вице-императора, приезжавшего на ярмарку. Опять же, вспом­ним роскошный бальный зал усадьбы Рукавишниковых – значит, там, по дворянскому обычаю, давали балы! 

Ну и, конечно, купцы встречались в здании биржи. В Нижнем Новгороде, в так называемом Блиновском пассаже работала первая на Волге биржа, диктовавшая всему миру цены на обширный перечень товаров. А на втором этаже здания был ресторан, где отмечались сделки, организовывались отдых с досугом и прочее. Говорят, для особо важных гостей там устраивали фонтаны, бьющие шампанским. Впрочем, в отличие от представителей дворянства, обычно у купцов, разрывавшихся между конторой и производством, было не так много времени для отдыха.

Стритфуда и зрелищ!

Что до мещан, состоятельных ремесленников, разночинцев, преподавателей учебных заведений, разбогатевших крестьян, а таковых в Нижнем Новгороде было большинство, то вся эта достаточно разношерстная компания посещала одни и те же места досуга. Вплоть до второй половины девятнадцатого века одним из главных развлечений, как и для многих наших современников, был шопинг. То есть посещение базаров.

Издавна в Нижнем Новгороде устраивались базарные дни по средам и пятницам. Еще один небольшой рынок, также называемый Торжок, устраивался на Софроновской площади, ныне площади Маркина у речного вокзала. Туда нижегородцы шли за покупками для детей – сюда, на Софроновскую, съезжались кустари со всей губернии. 

Кстати, поначалу торговля по средам проходила не на территории нынешнего Средного рынка, а на площади Горького, тогда носившей название Новобазарной. Это был самый большой торг недели. Ранним утром, еще по темноте, туда тянулась вереница повозок, которые прятали в окрестных дворах, а с восходом начинался рынок: выкладывались еда, одежда, кустарные промыслы... Тут же проходили всевозможные гуляния и развлечения, главными из которых был петрушечный театр и выступления бродячих акробатов. 

По пятницам центром всеобщего внимания становилась Острожная площадь, ныне площадь Свободы. Этот рынок был поменьше Средного, и торговали там продуктами. Под Нижним Новгородом возделывалось огромное количество огородов. Сто с небольшим лет назад в стороне нынешних Печер, в Подновье были деревеньки, жители которых успешно занимались садоводством. Ими выращивалось и перерабатывалось огромное количество плодов, поступавших на Острожный базар. Самым, наверное, знаменитым на всю Россию продуктом были соленые огурцы из Подновья: полакомиться ими приезжали аж из Санкт-

Петербурга. Говорят, что фаворит Екатерины, князь Потемкин-Таврический, без подновских огурцов отказывался садиться обедать! Уж очень он обожал их вприкуску с ананасами, и это лакомство ему подавали даже на пути в Тавриду. Да и наш великий земляк Иван Кулибин, как говорят, без огурцов из Подновья буквально заснуть не мог.

Так как в районе Острожной площади было мало трактиров, туда приезжали в буквальном смысле полевые кухни с пельменями, яичницами, жарким, кровяными колбасами и прочим стритфудом того времени. Из азартных развлечений имели место гусиные бои. 

Самый старинный в городе базарчик организовывался на Благовещенской площади, ныне Минина. Также имелись два магазина в домах причта Благовещенского собора и Алексеевской церкви, где торговали всевозможными припасами.

Еще один базар – Балчуг на Почайне, он же самый большой в городе старьевочный рынок. Книжки с вырванными страницами, сюртук с дыркой, надколотые блюдца, сношенные сапоги и прочее, что куплено за копейку и немногим дороже уйдет кому-нибудь еще – все это продавалось именно здесь. Там же можно было найти и антикварные вещи. Максим Горький поминал Почаинский овраг как самое криминальное место в городе – скупщиков краденого там было огромное количество, и полиция с ними ничего поделать не могла, да и не пыталась, так как имела с их деятельности свой процент. Также на Балчуг зевак притягивали кулачные бои. 

Мария Федотова. Фото автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате