В кремлевском корпусе Нижегородского художественного музея открылась выставка «Художник и сказка», собравшая знаковые произведения русских художников-«сказочников» из коллекций Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Российского национального музея музыки (Москва) и Нижегородского государственного художественного музея. Масштабный выставочный проект реализуется за счет средств федерального бюджета в рамках нацпроекта «Культура».
Редкая возможность.
В экспозиции – более 120 полотен и графических листов, по большинству хрестоматийных шедевров, плюс театральные костюмы, скульптурные работы, палехская миниатюра, дымковская игрушка, мелкая фарфоровая пластика. Перечислим кратко: Васнецов – «Витязь на распутье», «Ковер-самолет», «Баян», «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка», «Царевна-лягушка»; Репин – «Садко»; Врубель – «Тридцать три богатыря»; Билибин, Антокольский, Нестеров, Рерих, Чарушин…
– Образы картин Васнецова, Врубеля, Репина заложены на подкорке у многих поколений, мы сотни раз видели их в учебниках, на разных предметах быта. Но, подобно чудесам света, такие картины нужно увидеть вживую, – справедливо отмечает заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.
– Выставка проходит в рамках национального проекта «Культура» и создана совместными усилиями главных культурных институций нашей страны. Русский музей рад представить нижегородцам и гостям города знаменитые полотна величайших художников из своей коллекции, а также известные иллюстрации, графику и произведения декоративно-прикладного искусства, которые связаны с темой сказок. Эти работы не так часто покидают стены музея, – отметила генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова.
Сказка – ложь, да в ней намек.
Несомненно, что именно сказки способны рассказать о стране и народе больше, чем все вместе взятые исторические справки, тем более что история порой корректируется и переписывается в угоду той или иной идеологии, а сказки да былины остаются вне поля зрения идеологов и потому сохраняются в относительной неизменности.
Русские сказки – яркое тому подтверждение. Именно в них воплощается и хранится самая суть русского духа, пронизанная славной героикой, мягкой лирикой, борьбой с несправедливостью, удалью и широким весельем, а в финале неизменно торжествует добро, побеждающее всё на свете, включая самое смерть. Еще один важный момент – русский сказочный бестиарий в большинстве своем не мерзкий, не устрашающий и вовсе не фатальный, как во многих других культурах. Сущности и духи традиционно помогают героям на пути добра, и даже такой, безусловно, отрицательный персонаж, как Змей Горыныч, трактуется с уважительностью. Что уж говорить про персонажей положительных – царевен и царевичей, премудрых и прекрасных девушек, могучих богатырей и мнимых простаков! Такими, исполненными света и добра, предстают они и на полотнах выдающихся художников, отсылая зрителей в дохристианские, легендарные времена.
Но это отнюдь не всё, о чем могут поведать мастера внимательному глазу. Ряд «сказочных» работ имеет философские, метафорические подтексты.
Вот, например, знаменитая картина Репина «Садко». На ней изображен собственно Садко в подводном царстве: Царь морской устроил для него смотр невест, соблазнительно-полуобнаженных экзотических красоток, увешанных драгоценностями. Но взор чудесного певца прикован к простой русской девушке, скрывающейся в глубине композиции.
Что бы это значило?
В 1874 году, будучи в Париже, Илья Репин посетил первую выставку импрессионистов и охарактеризовал ее как интересную с точки зрения техники, но решительно пустую по смыслу. И написал «Садко», прокомментировав картину так: «Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства». По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жены скромную русскую девицу Чернаву. Ну а прообразом Садко, кстати, стал художник Виктор Васнецов, истово служивший именно русскому искусству.
Выставка «Художник и сказка» открыта для посещения до 13 августа. Билеты можно приобрести также по «Пушкинской карте». 0+.
От первого лица.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подчеркнул, что выставка является ярким культурным событием общероссийского масштаба.
– Лето – время активных туристических поездок. К нам едет много семей с детьми. Для родителей важно, чтобы каникулы проходили не только интересно, но и полезно. Кроме того, большое значение имеет патриотическая составляющая. Знакомство с шедеврами живописи и историческими предметами позволит лучше понять историю России, проникнуться ее духом. И все это происходит в сердце города – в Нижегородском кремле.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.