На агитацию фашистов не поддался

На агитацию фашистов не поддался

Очередная юбилейная дата еще далеко. Доживут ли до нее ветераны? Сейчас каждое свидетельское показание участников тех трагических событий должно быть занесено в книгу истории, которую, как оказывается, пишут и в Германии.
У нас как-то и не принято вспоминать даже в День Победы о бывших военнопленных, судьбы которых складывались неоднозначно и которым долгие годы после войны приходилось ждать реабилитации, а некоторые вновь оказывались за колю чей проволокой, но уже в своей стране.
Александр Сергеевич Липовецкий этой участи избежал, прошел все проверки, имеет медаль "За победу над Германией", награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью Жукова, последнюю награду получил в честь 60-летия Победы в прошлом году.
В 1946 году он пришел на работу в Государственный литературномемориальный музей имени А.М.Горького, где и начал еще до войны свою трудовую деятельность после окончания педагогического института. Ныне бывший директор музея уже на пенсии, подготовил к изданию рукопись книги "Воспоминания о пленных годах". Возможно, когда-нибудь она выйдет в свет и найдет своего читателя. Но даже не этот факт послужил поводом оглянуться в прошлое. Не так давно Александр Сергеевич получил письмо из Германии от немецкой организации "Контакты". Вот что ему пишут: "Мы планируем передать вам от нашего общества, занимающегося контактами со странами бывшего Советского Союза, гуманитарную финансовую помощь в размере трехсот евро. Эти деньги были пожертвованы простыми жителями нашей страны, которые узнали о судьбах советских военнопленных.
Небольшая денежная сумма, присланная вам из Германии, это знак стыда за причиненную несправедливость и знак уважения и сопереживания. Мы незнакомы с вами лично и знаем только об одном событии вашей жизни. Это произошло более 60 лет назад, однако оно настолько значимо, что не должно быть забыто ни в вашей стране, ни в Германии. Несправедливость, причиненная вам в молодости, когда в результате нападения гитлеровской Германии на вашу Родину вы попали в немецкий плен, является одним из самых тяжких преступлений в истории челове чества. Более трех миллионов молодых советских солдат, плененных немецким вермахтом, были убиты или умерли от голода за колю чей проволокой. Вы пережили чудовищные страдания, причиненные вам фашистским режимом, и не услышали ни одного слова извинения из современной Германии. Нам стыдно за этот факт". Александр Липовецкий отбыл на фронт с дипломом педагогического института в кармане. Сейчас вспоминает об этом с улыбкой: зачем на фронт диплом захватил, сам не знает. Видимо, была надежда на скорое возвращение. Получил звание лейтенанта, командовал радиовзводом штабной роты 400-й дивизии в Крыму. В 1942 году попал в плен неподалеку от Керчи, и началась его жизнь в немецких лагерях. Александр Сергеевич вспоминает, как в Германии под Нюрнбергом он работал на кроватной фабрике, хозяйкой которой была русская эмигрантка, жена немецкого офицера, погибшего на фронте. Как кормили в плену, известно: брюква, гнилые овощи, 200 граммов хлеба, невесть из чего испеченного. Жили в бараке за колючей проволокой под охраной. На агитацию фашистов и власовцев лейтенант не поддался и Родине не изменил.
В конце войны немцы делали все, чтобы русские не попали к своим, и отправляли колонны советских пленных на Запад. В одном из временных лагерей заключенные сняли охрану, захватили оружие, обеспечили защиту до прихода американцев и подняли над лагерем красный флаг, выкроенный из куска красной материи. Русским гораздо тяжелее приходилось в плену, так как СССР не подписал конвенцию о военнопленных, и они не могли получать помощь от Международного общества Красного Креста, чьей поддержкой пользовались военнопленные других стран.
А затем начался путь домой, где все эти долгие годы Александра ждала его жена Татьяна, не получая от него ни одной весточки, не имея никаких сведений, кроме справки, что он пропал без вести, но и этот маленький листочек внушал тогда большую надежду.
Да, среди тех, кто оказался в плену, были и предатели, и дезертиры, но их число не сопоставимо с теми, кто сумел сохранить свое достоинство в самых тягчайших обстоятельствах. Эта страница истории военных лет еще не дописана и ждет своего продолжения.

Следите за нашими новостями в удобном формате