В нынешнем составе "Торпедо", ведущего подготовку к чемпионату России среди команд высшей лиги, есть хоккеисты, оставшиеся с прошлого сезона. Есть приличная группа новобранцев. В этом коллективе 31-летнего нападающего Андрея САМОХВАЛОВА при желании можно отнести как к первым, так и ко вторым. С одной стороны, прошлой осенью он уже примерял торпедовскую форму, а с другой - пришел этим летом в нижегородский клуб из другой команды. Что касается самого игрока, то он считает себя все-таки новобранцем, поскольку сыграл в составе "Торпедо" всего три официальных матча.
- Андрей, что помешало вам задержаться в "Торпедо" на более долгий срок в прошлом сезоне?
- На этот вопрос может ответить разве что тренер Михаил Павлович Варнаков, возглавлявший команду в то время. Я тренировался вместе со всеми, надеялся заиграть в "Торпедо", но в состав не попадал. Наверное, не подошел под систему Варнакова. Возможно, сказалось и то обстоятельство, что на предсезонке у нас наигрывалось звено, но потом оно распалось из-за травмы центрального нападающего.
- Казалось бы, с "Торпедо" у вас связаны неприятные воспоминания, однако спустя несколько месяцев вы снова приезжаете в тренировочный лагерь нижегородского клуба...
- Просто мне предложили работу. Почему бы и не попробовать еще раз.
- Это решение вызывает недоумение еще и потому, что в "Химике" у вас игра пошла.
- Согласен. Но у меня игра и здесь пошла бы, я так думаю.
- Тогда скажите, какие составляющие должны присутствовать, чтобы нападающий Самохвалов заиграл в новой команде?
- Прежде всего хорошие партнеры (от партнеров многое зависит). Естественно, удача (без фарта в спорте тоже никуда). И необходимо работать, работать, работать (результат через работу приходит).
- Тем, что игроки сейчас часто меняют клубы, никого не удивишь. Но что касается вас, то долгое время вы производили впечатление хоккеиста, не склонного к смене команд.
- В одном клубе, мне кажется, лучше. Любому человеку трудно часто менять коллектив. Но жизнь складывается так, что игроки вынуждены искать себе работу. Я бы, наверное, никуда не ушел из родного усть-каменогорского "Торпедо", если бы с развалом Советского Союза команда не осталась на задворках российского хоккея. Потом было два трехлетних контракта с омским "Авангардом". Но они закончились, и нового предложения не последовало. Руководство омского клуба нацелилось на самые высокие задачи, приглашало игроков сборной России... Тем не менее в "Авангарде" я провел свой лучший сезон, под руководством Геннадия Федорови ча Цыгурова мы завоевали "серебро" чемпионата страны.
- Серебряная медаль - это самый главный трофей в вашей коллекции?
- В российской ее части - да. А еще есть медали чемпионатов мира: "золото", "серебро" и "бронза" - полный комплект. Правда, завоеваны они в группах "В" и "С", но на них об этом не написано. Медали такие же, как и в группе "А". Единственно, там указаны города, где проходили чемпионаты мира, и они, естественно, не совпадают с городами, где играли команды группы "А".
- Для вас было принципиально получить приглашение в сборную Казахстана? Не лучше ли было подождать, к примеру, приглашения из сборной России, игравшей в группе "А"?
- Так я уже по детям был заигран за сборную Казахстана. Тогда никто не думал, что наша большая страна развалится. Допустим, тот же Евгений Набоков съездил всего один раз с казахстанской командой (мы играли в Сеуле на первом Кубке Азии среди молодежи), а потом много лет длилось разбирательство, чтобы разрешить ему выступать за сборную России! Для меня было честью получить приглашение из сборной. Играть в национальной команде едут лучшие.
- Но одно дело играть в удовольствие. А сборная Казахстана на последнем чемпионате мира вылетела из группы "А". Сплошные отрицательные эмоции, разве нет?
- Но вы не забывайте, что группа "А" - это группа сильнейших во всем мире. Уже просто играть в ней очень приятно. А наша неудача вполне объяснима.
В Ригу не приехала половина основного состава из тех, кто защищал цвета сборной Казахстана на Олимпиаде в Турине. Во-первых, конец сезона, многие игроки были травмированы, другие - задействованы в своих клубах. Во-вторых, большое значение имеет отношение национальной федерации к своей сборной.
Его-то как раз надо кардинально менять. Возможно, это из-за безденежья, но сколько мы отыграли, а ничего не меняется, и это неправильно.
- Маловероятно, что и в ближайшее время что-то изменится. Вы поедете в очередной раз выводить сборную Казахстана из группы "В" в группу "А"?
- Нет, я для себя решил, что в сборную больше не поеду. На Олимпиаде мы выступили, считаю, неплохо.
А неудача на чемпионате мира...
Мы сами вышли в группу "А" и сами же из нее вылетели. Есть молодые ребята, надо им дорогу дать. Пусть они тоже пройдут этот путь.
- В нынешнее межсезонье ходили разговоры, что казахстанских игроков могут приравнять к легионерам. Вы следили за развитием событий?
- Естественно! У нас в "Торпедо" трое казахстанцев - Шафранов, Новопашин и я. Плюс игрок сборной Латвии Ниживий и Макров, у которого эстонский паспорт. В случае принятия Федерацией хоккея России этого положения, в составе команды было бы пять легионеров, значит, двое оказались бы лишними. Если честно, я переживал. Но, с другой стороны, у нас двойное гражданство, есть российский паспорт. Непонятно, с какой стати в нарушение законодательства было бы введено ограничение на полу чение работы.
- Кстати, по какому принципу вы сейчас ее выбираете?
- С возрастом понимаешь, что кроме хоккея есть еще семья, растут дети. Мы с супругой ровесники и земляки. Она тоже из Усть-Каменогорска, вместе со мной поднималась, помогала. Сыну Никите 1 октября исполнится девять лет, а в апреле прошлого года у нас родилась дочь Ксюша. Отпуск проводим вместе в Омске, а когда начинается учебный год в школе, семья живет в Москве. Поэтому, рассматривая поступающие предложения, стараюсь выбрать клуб, который располагается поближе к Москве, к семье.
- Московская прописка - это, что называется, последствия контракта со столичным "Спартаком"?
- В определенной степени, да. Когда я играл за "Спартак", однажды меня пригласил на беседу тренер спартаковской детской спортивной школы. Сказал, что видит в нашем сыне хороший материал для работы, что из сына может получиться хоккеист. Я поговорил с женой, надо было принимать решение. Тогда в Москве у нас не было своего жилья - квартиру снимали. Пришлось покупать. Со "Спартаком" я, как видите, расстался, а ребенок так и занимается в спартаковской школе.
- У вас за плечами хорошой опыт суперлиги. Как с таким "багажом" чувствуете себя в высшей лиге?
- Наверное, выражу мнение большинства хоккеистов, если скажу, что всегда хочется играть на самом высоком уровне. Но пока, увы, от команд суперлиги нет предложений. Говорят, что старый. У нас считается, что если тебе 30 лет - ты уже старик. А в НХЛ люди, поглядишь, и до 40 лет играют. Мне, может, в душе по-прежнему 18...
- Что ж, остается пожелать вам выйти в суперлигу вместе с "Торпедо" и доказать всем, что нападающего Самохвалова еще рано записывать в хоккейные пенсионеры.
Взяла интервью Нина ШУМИЛОВА.