Два уик-энда запомнились насыщенными программами и вниманием к теме инклюзии. Фестиваль современной культуры в этом году прошел под ироничным девизом «Всё включено», словно речь шла об условиях проживания в отеле высокого класса. Однако точнее было бы сказать: «Включены все», – ведь в первую очередь он ориентирован на жителей Выксы, вовлекает их в свой процесс, независимо от физических и ментальных возможностей. Как и все предыдущие годы, с 2011-го, главная цель этого большого двухчастного мероприятия – показать всем, что и у себя дома можно хорошо и интересно жить.
Эволюционным путем.
В этом году у фестиваля сменился арт-директор – им стала московский куратор Катя Бочавар. Впрочем, наполнение культурных программ от этого практически не изменилось. Выксунские оригинальные экскурсии все так же проходят по углам, домам и цехам, открываются выставки, проводятся мастер-классы и спортивные активности, поэтическая дуэль и концерты по вечерам (на площади и под соснами) – все начатое прежде гармонично и плавно продолжилось, без революций в концепте.
Да и локации остались теми же, но, если вспомнить и сравнить, с каждым фестивалем Выкса становится все лучше. Ухоженный вид приобрела набережная Верхнего пруда – здесь появились арт-объекты малой формы, новые игровые зоны и выставочная «Оранжерея». Культурный центр «Волна», открывшийся год назад, теперь населен юными творцами, создающими пробные произведения. Стеклянные мозаики из разбитых бутылок, что были склеены участниками в 2022-м, теперь украшают трансформаторную будку.
Экологическая тема переработки отходов нашла свое воплощение в «Выксунской майолике». Фасад Ближнепесочинской школы №1 украсило яркое панно, сделанное по эскизам и руками учеников, в том числе из коррекционных классов. Материалом для плиток послужил печной шлак с выксунского завода. После лепки под руководством местного художника и керамиста Екатерины Голотвиной плиточки покрывались глазурью и обжигались в печи. Такой опыт арт-терапии хочется применить повсеместно!
И белый лебедь на пруду.
Любимое выксунцами озеро Лебединка в центральном парке во время первой сессии фестиваля стало центром забавного перформанса. В знаковом для горожан месте уже давно жила пара белых лебедей, а нынешней весной взамен ушедшей лебедицы появилась новая, и теперь добавилась еще пара черных, которая была выпущена под нежное акапельное пение вокального ансамбля и восторг собравшихся зрителей. Их называют теперь «Одиллия и Одетта», как в знаменитом балете – с поправкой, что они не делят между собой одного «принца», потому что обе счастливы, каждая в своей паре.
На берегу команды собрали из фанерных пазлов объемные скульптуры животных (иногда фантазийных), придумывали им имена, чем питаются и где обитают. На «Пятаке» торговали сувенирами, порою прячась от проливного дождя. И, что удивительно, все относились к внезапным обстоятельствам спокойно и доброжелательно.
Город и фестиваль будут прирастать объектами, такими как индустриально-туристический центр «Шухов парк» на набережной. В детский образовательный технопарк «Кванториум» 24 июня была заложена «капсула времени». Послание к потомкам планируют вскрыть 22 июля 2057 года, в год 300-летия выксунского завода ОМК. А уже через год, как заверило руководство города и объединения, 800 юных выксунцев смогут получить здесь бесплатно дополнительные знания, с ориентацией в профильной для моногорода металлургии.
Ольга Плаксунова. Фото организаторов фестиваля.