Спектакли, концерты, выставки, форумы, променады, лекции… В Нижнем Новгороде прошел трехдневный фестиваль «Горький +».
Шестого июля, в преддверии феста, с журналистами встретились арт-директор фестиваля, народный артист РФ Евгений Миронов, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, заместитель губернатора Олег Беркович, директор московского Парка Горького Елена Лупина, народный артист СССР Юрий Башмет, народный артист РФ Виктор Вержбицкий, актриса Александра Урсуляк, программный директор фестиваля Оксана Ефременко. В непринужденной беседе гости рассказали об уникальности фестиваля, о современном звучании произведений Горького, о большом потенциале регионов – участников фестиваля, а также о важности объединения творческих сил разных городов.
По словам Евгения Миронова, настоящий фестиваль – логическое продолжение темы Горького, начатой год назад в столичном Парке Горького.
– Это была идея директора парка Елены Лупиной, кстати, до того долгое время работавшей в Нижнем Новгороде. Как сказал Павел Басинский, Горький – забытая фигура. Его положили на полку соцреализма и оставили там, хотя Горький никогда не писал на эту тему. И вот год назад мы стали размышлять, почему эта фигура стала для нас интересной и значимой. Было интересно проследить путь Горького во времени. Из этого родился фестиваль искусств в Парке Горького в Москве. Огромное количество разных мероприятий.
Далее, сказав «а», было решено сказать и «б». Мы вели переговоры с Нижним Новгородом и Казанью – там Горький провел очень важные четыре года своей жизни. В итоге, после Москвы мы в мае сделали фестиваль в Казани. Нам было очень важно, что помимо московских театров и артистов участвуют и культурные институции на местах. Мы предлагаем тему – и она мгновенно получает активный отклик. И вот мы в Нижнем…
Неслучайный Эдвард Григ.
Спектакль-концерт «Рождение человека» открыл фестиваль, посвященный творчеству нашего прославленного земляка. А поскольку любимым композитором писателя Горького был Эдвард Григ, его сочинения, в исполнении ансамбля «Солисты Москвы» под управлением дирижера Юрия Башмета, музыкально украсили театрализованное повествование. Этот проект (режиссера Марины Брусникиной) впервые прозвучал прошлым летом в Москве, на фестивале искусств «Горький в Парке Горького», и по итогам столичного конкурса стал культурным событием года, поэтому неслучайно он стартовал первым, перед несколькими десятками последующих мероприятий.
Люди новые – проблемы старые.
Сложный синтетический жанр включал в себя также вокальные вкрапления фольклорного ансамбля «Комонь», проиллюстрировавшего народные темы. В качестве визуального сопровождения были выбраны картины скандинавских художников, современников Грига, обработанные с помощью нейросети в стиле Ван Гога. Символично подобранные произведения оживали и двигались на наших глазах, как отдельный, самостоятельный организм, переключая на себя часть внимания зрителей.
Музыка, акапельное пение, художественное слово и живопись – такое сложносоставное представление для нижегородцев пока еще редкое явление, поэтому зал на полтора часа фактически замер, внимательно слушал и лишь иногда откликался на текст сочувствующими вздохами или смехом в соответствующих местах. Тем контрастнее прозвучали громкие аплодисменты в финале и на поклонах, после звенящей, напряженной тишины.
В основе спектакля-концерта – два рассказа Горького: «Страсти-мордасти» и «Рождение человека», которые описывают события, происходившие в годы молодости Горького (нижегородский и южный периоды его жизни). Написаны они были в 1911 и 1913 годах, когда писателю было уже за 40, и он обрел мировую славу. Это воспоминания о себе и людях, которые повлияли на становление личности, и именно они прославили его. Литературные зарисовки написаны настолько живым языком, словно густым масляным мазком, как если бы все это происходило с ним вчера – хотя ко времени создания их Горький уже немало прожил на Капри.
Важная часть авторского текста отводится на размышления о мало чем примечательных, из-за схожести своих тяжелых судеб незаметных для просвещенного общества современников – будь то крестьяне, подавшиеся из-за неурожая на южные земли, в поисках заработка, или городские обитатели «дна» – гнилого подвала под большим домом. Исправить сформировавшихся людей нельзя, категорически и наивно был убежден автор, но ведь можно создать и воспитать «нового» человека. Ницшеанские идеи тогда привлекали Горького, хотя позже он откажется и от них.
На два голоса.
Художественный руководитель фестиваля Евгений Миронов читал мужские, преимущественно авторские ремарки и реплики, а за женские образы и мальчика Лёньку отвечала популярная актриса театра и кино Александра Урсуляк. Они гармонично дополняли друг друга, чувствовали партнера и музыку. В этом ансамбле вкрадчивый и нежный мужской баритон, сочувствующий всякому несчастному человеку, смягчал насмешливый и дерзкий, чуть крикливый оттенок высокого сопрано, с хрипотцой.
Захватить внимание слушающих им удалось, пожалуй, не с первых минут, как и справиться с непростым текстом Горького. Но, постепенно, «спотыкание» и нервное напряжение сменились полным погружением в события прозвучавших рассказов. За ними увлеклись и мы, завороженные магией слов и талантом артистов.
Воображение рисовало – не на экране, а в уме – происходившее, как наяву: темный склеп-подвал с ребенком-инвалидом и его опустившейся матерью, где нет спасения. Но луч надежды сверкнул на закате с рождением малыша, которому автор помог родиться. Свет души женщины, сравниваемый им с Богородицей, страдающей и бесконечно любящей, унесли зрители в тот вечер с собой.
Мария Федотова, Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.