В день рождения – «Ответвление». О том, как деревья вдохновляют художников

В день рождения – «Ответвление». О том, как деревья вдохновляют художников

В прошедшую субботу нижегородский Арсенал (он же ныне Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) отметил свой двадцать шестой день рождения. В честь этого события, как всегда, в шестом корпусе кремля прошли общедоступные интересные события.

От нижегородца до нижегородцев.

Так, состоялась презентация книги – графического романа Кати Гущиной «25 историй Арсенала». Завершающую историю Катя создала год назад, на праздновании четвертьвекового юбилея Арсенала, и все они сейчас нашли место под одной обложкой.

На первом этаже в правом выставочном крыле Арсенала открылась выставка «Ответ­вление» (0+) – сборный проект, в котором приняли участие Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва), Музей органической культуры (Коломна) и Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи (Саранск), а также частные собрания.

«Ответвление» работает до 15 октября. Это очень интересная выставка, посвященная рефлексии и адаптации природных форм дерева в художественном творчестве, от «лесной скульптуры» до видеоарта. Величественная «древесная» тема вдохновляла великое множество художников – вспомним хотя бы «Корабельные сосны» Шишкина или «Березовую рощу» Куинджи. Однако в экспозиции «Ответвления» представлены произведения, относящиеся к XX-XXI веку. 

Как считают специалисты, первым начал последовательно сохранять естественную форму и структуру древесной органики в своих произведениях нижегородец Михаил Матюшин – художник, педагог и теоретик искусства, один из создателей русского авангарда и автор музыки оперы «Победа над Солнцем». Матюшину и его супруге Елене Гуро посвящен отдельный зал.

Удивительная личность.

Еще один зал отведен под творения Степана Эрьзи: «Парижанка в шляпке», «Дьявол», «Ужас» и прочие хиты. В Париже его называли не иначе как «деревенский Микеланджело» и «русский Роден». Эрьзя – удивительная личность! Великолепный ваятель, он не ограничивался скульптурой, но разрабатывал проекты преобразования в величественные монументы гор и сопок. Четверть века прожил в Аргентине, где работал с уникальным материалом, обнаруженным им случайно, – древесиной кебрачо, альгарробо и урундай. Древесина красивейших оттенков – но невероятно плотная; так, кебрачо в переводе с испанского означает «сломай топор». Сломав несколько топоров, то есть резцов, Эрьзя придумал оригинальные способы обработки – бормашиной с разными насадками... В 1950 году, возвращаясь в Советский Союз, он вывез и свои работы общим весом 175 тонн, и сейчас у нас есть возможность лицезреть раритеты. 

Народный художник СССР Орест Верейский известен как великолепный график, иллюстрировавший массу книг, в том числе «Анну Каренину», «Тихий Дон» и «Василия Теркина». О его увлечении «лесной скульптурой» известно гораздо меньше, но факт: корни и ветви деревьев в его руках превращались в фигурки животных или в женские образы.

Еще один выдающийся советский живописец, график, театральный художник Александр Тышлер создал крупные серии скульптур под названием «Дриады» – полуобнаженные фигурки, заключенные в древесные стволы, словно заточенные в башни царевны – и «Невесты»: изящные, в причудливо-метафорических головных уборах. Эти, достаточно известные работы также представлены в «Ответ­влении».

Продвигаясь вглубь экспозиции, посетитель выставки словно заходит всё глубже в дивные дебри, минуя концептуальные, крупные полотна и, наконец, упирается взглядом в видеоработу нижегородской арт-группы «Провмыза» под названием «Отчаяние». Черно-белый, изысканно-графичный, вязкий, тревожный фильм повествует о все возрастающей безнадежности. Есть в нем нечто от «Замороженного леса» Матазо Каямы и от шубертовского «Зимнего пути»: одинокий странник, каркающий ворон (в фильме – мертвый), пустота, снег, холод и всё объединяющее ледяное безмолвие. (12+)

Мария Федотова. Фото автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате