«Горький fest» – фестиваль во всех смыслах необычный. В его конкурсной программе из 615 присланных заявок оказались 16 работ: короткометражные картины и полный метр, художественное и игровое кино. Внезапно появились новые номинации и награды, когда судьи или спонсоры решили отметить кого-то отдельно. Также вновь проходило народное голосование, когда зрители судили онлайн и выставленными оценками на «бумажках», сразу после просмотра.
Из шорт – в куртки.
«Нижний – город контрастов» – так можно было бы перефразировать известное выражение из фильма «Бриллиантовая рука» режиссера Леонида Гайдая, чье столетие со дня рождения отмечали на фестивале, чтобы суммировать впечатления от состоявшегося события. Начиная с погоды, снизившейся с +32 к +12, неровного уровня фильмов и до решения жюри – все находились в состоянии непредсказуемости.
Некоторые успели в течение него и в Волге поплавать, и «шубы» поносить. Пришлось даже перенести уличные показы в зал, но в финале фестиваля все же заработала площадка в Губернаторском саду. Пусть ночью пришло всего 60 человек, но они оказались самыми стойкими и преданными поклонниками кино.
Тем не менее, все единодушно отметили, насколько доброжелательной, комфортной была атмосфера и организация мероприятий. Отдельная благодарность – нижегородскому зрителю. Многие оставались на обсуждениях, задавали умные вопросы по делу и продолжали общаться с авторами лично после окончания. Большинство конкурсных показов прошло с аншлагами.
Около кино.
Помимо демонстрации фильмов второй год подряд проводились лекции с участием преподавателей Московской школы кино. Можно было послушать об истории кино и жанра комедии, о роли звука и художественных приемах, которые восходят к традициям живописи прошлых столетий.
Деловая программа включала дискуссии на актуальные темы, в которых принимали участие актеры, продюсеры, режиссеры, представители интернет-платформ и зрители. Обсуждали перспективы киноиндустрии – куда мы идем и к чему придем, если уже сценарии пишет нейросеть, а афиши создает программа. Не вытеснит ли людей прогресс? Нет, заверили нас эксперты, но нужно учиться использовать технологии себе во благо.
Другая важная встреча рассматривала готовность Нижегородской области для киносъемок. Процесс развивается, и в прошлом году впервые появилась система возврата затраченных сумм (до 80%) отдельным кинокомпаниям, снимавшим фильмы и сериалы в регионе. Зачастую не хватает специалистов на местах и оборудования, которое группа привозит с собой. Существуют проблемы по взаимодействию с органами власти, когда требуется разрешение на перекрытие дорог и допуск в муниципальные учреждения. Все по-прежнему решается на уровне личных связей, но в будущем схема должна стать налаженной и понятной.
Главные герои на сцене.
Неделя насыщенной фестивальной жизни пролетела стремительно. И вот, вновь красная дорожка, театр драмы, известные люди, а за аплодисментами скрывается предвкушение: кто же победит?
Предваряя награждение, почетный гость церемонии закрытия фестиваля, режиссер Никита Михалков сказал:
– Когда фестиваль живет семь лет, люди, которые приезжают и отдают свои фильмы, знают: тут все по-честному. Иногда бывает так, что фестивалей больше, чем картин. Поэтому нам нужно такое кино, в котором люди узнают себя, глубоко национальное – только оно имеет будущее. Не нужно огорчаться, если не получишь ничего. Желаю тем, кто не выиграет, пустить свою обиду в дело. А тем, кто победит, не ждать, что награда им что-то принесет. Я хочу, чтобы фестиваль жил!
Первым объявили приз зрительских симпатий – он достался документальному фильму «Опытным путем». Новеллы повествуют о российских Кулибиных, которые дают нам право гордиться отечественными изобретениями.
Артист Андрей Мерзликин неожиданно вручил дополнительный приз «За смелость и оригинальность» – впервые появившийся на фестивале, и теперь награда станет ежегодной. Сертификат на 300 тысяч рублей и статуэтку Атлантиды, созданную скульптором Сергеем Фалькиным, от международного общества «Рыбаки&охотники» получил режиссер Алексей Кокорин – за фантастический короткометражный фильм «Без башни». Кокорин признался: деньги пойдут на реабилитацию актрисы Алены Митрошиной после аварии.
Специальный диплом жюри получил актер Денис Прытков за главную мужскую роль в фильме «Все время на свете». Он сыграл идеального героя в практически бессюжетном кино, намеренно лишенном событий.
Жюри предупреждало, что их решение поймут не все, и именно так случилось. Пародия на типичные истории о девичьих музыкальных группах – картина «Роковая клятва» была снята на обычный смартфон, как объяснила режиссер Анастасия Кувшинова, «на чистом энтузиазме и любви к кино». Фильм обладает особой атмосферой и хулиганством благодаря музыкальному решению, за что и был отмечен.
«За красоту» золотого «Горького» вручала актриса Кристина Асмус, признавшись:
– Фильм потряс нас визуальным решением. Это красивое кино – спасибо за эстетическое наслаждение.
Победивший черно-белый короткометражный фильм «Кукушка» (из Якутии) снят в жанре этнического хоррора, в традициях немого кино. Его также наградили за лучшую режиссуру. Автор, Евгений Николаев не смог приехать, поскольку находился на съемках в лесу.
В номинации «Лучшая драматургия» лауреатом стала новелла «Цифровое бессмертие» – второй приз для документального альманаха «Опытным путем». Режиссер Владимир Головнев признался:
– Когда мы снимаем такое наблюденческое кино, всегда возникает желание, что-то специально сделать на камеру. Спасибо огромное всем, что нам не пришлось так делать – драматургия в этой работе полностью сделана самой жизнью.
«Лучший актерский ансамбль», как посчитала гильдия кастинг-директоров, оказался в фильме «Наследие», где бытовое соседствовало с мистикой. Ведь именно правильно подобранные актеры погрузили нас в мир режиссера Романа Михайлова.
Режиссер Евгений Сангаджиев, вручая приз «Лучшая роль», подчеркнул:
– Я бы хотел призвать всех коллег давать шанс: будьте любознательными, ищите новых и возрождайте забытых звезд. Это важно для артистов, которые ждут.
Лучшей актрисой признали Татьяну Владимирову, сыгравшую призрак матери. Режиссер короткометражки «Мать» Павел Тимофеев уверен – ей сейчас нужна эта поддержка, чтобы восстановить здоровье.
По обладателю Гран-при у жюри не было никаких споров и вопросов, все сошлись в решении единогласно.
– Там есть киноязык, ансамбль, решение и режиссура – картина достойна такого приза, – резюмировал Сангаджиев.
И снова победило «Наследие», в котором обычный парень совершает, возможно, главный поступок в жизни (отпевает колдуна).
Завершился провокативный и непредсказуемый фестиваль под рэп и импровизации артистов. Встретимся на восьмом, через год! (18+)
Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.