Честный разговор о главном. Он состоялся на встрече губернатора Нижегородской области Глеба Никитина с журналистами НОИЦ и ННТВ. Продолжение

Честный разговор о главном. Он состоялся на встрече губернатора Нижегородской области Глеба Никитина с журналистами НОИЦ и ННТВ. Продолжение

Как меняется положение в здравоохранении, какие тенденции наметились в демографической ситуации региона, какие любимые места у губернатора в нашей области и как поддержать АПК? Продолжаем публиковать интервью Глеба Никитина журналистам изданий Нижегородского областного информационного центра и медиахолдинга ННТВ.

Ситуация в здравоохранении меняется.

Ирина Отмахова: Снова вопрос про социальную инфраструктуру. Какое внимание уделяется проектам в здравоохранении? 

Глеб Никитин: Ситуация в здравоохранении качественно меняется, в том числе благодаря федеральной программе «Первичное звено здравоохранения». К сожалению, туда вошли только больницы в малых городах, соответствующие только определенным критериям. Тем не менее, благодаря этой программе мы смогли отремонтировать и модернизировать учреждения здравоохранения в регионе. 

Кстати.

Программа рассчитана до 2025 года. Планируется, что капремонт будет выполнен в 714 объектах здравоохранения. Например, в прошлом году ремонтные работы велись более чем на 200 объектах здравоохранения, закуплено более 300 единиц оборудования и более 350 автомобилей. В планах на этот год привести в порядок 293 объекта.


Когда приезжаю в район, я сразу говорю: «Обязательно заедем в больницу». «Ой, да мы не готовились, мы не знали...» «Неважно! Мы заедем обязательно и в поликлинику, и в больницу!» Я вам скажу, что результат действия этой программы налицо. Иногда, например, показывают корпуса. Вот, отремонтировали хирургическое, терапевтическое отделения, поликлинический комплекс. А у меня уже возникает желание, чтобы ещё и благоустройство территории сделали, и периметр изменили, в том числе поменять ограждения, сделать какие-то дополнительные улучшения, которые буквально просятся. 

При этом есть и то, что не поменялось, не изменилось и находится в ужасном состоянии. Среди них есть примеры абсолютно объективные, когда на территории нашей больницы стоит в руинах объект федерального ведомства. Мы обращаемся, пишем, просим отдать этот объект нам, хотя бы для того, чтобы его снести, но зачастую это длительный и непростой процесс. 

Самая большая проблема –  инфекционные корпуса. Они не попали в программу модернизации первичного звена. И даже в систему обязательного медицинского страхования не входят, так как находятся на бюджете региона. С одной стороны, была огромная нагрузка в эпидемию ковида на инфекционную службу, были созданы новые мощности, например, 

больницу новую построили с суперсовременными инфекционными койками. Мы перепрофилировали стандартные учреждения здравоохранения. Много закупили оборудования, от ИВЛ до других систем, где-то провели ремонт инфекционных корпусов. С другой стороны, когда эпидемия спала и все больницы были выведены из ковидного статуса, оказалось, что для их регулярного функционирования достаточно обычного числа инфекционных коек. В ближайшее время планируем разработать концепцию реформирования инфекционной системы Нижегородской области. Я думаю, что она будет частью стратегии развития региона. 

Демография зависит от стабильности.

Александра Шеломцева: Вопрос о повышении рождаемости и поддержке семей с детьми. Какие шаги и в каких направлениях вы считаете важным сделать сейчас и согласны ли вы, что Нижегородская область стареет и умирает?

Глеб Никитин: Это проблема для большей части регионов страны в целом, не только для Нижегородской области. Пандемия коронавируса значимо повлияла на показатели смертности и рождаемости во всех регионах... Из положительного могу сказать только то, что наша региональная система здравоохранения справилась достойно – мы прошли пандемию коронавируса существенно лучше, чем большинство остальных регионов России. Но это, конечно, не повод для успокоения.

В целом же, проблема депопуляции не решена, она требует дополнительных мер, которые мы прорабатываем сейчас и внутри правительства, и в рамках работы над стратегией. Количество финансовых мер, особенно принятых на федеральном уровне президентом страны за многие годы, уже весьма значительно. Проблема в другом. В отсутствии у людей уверенности, стабильности. Мы активно сейчас усиливаем дополнительные меры, направленные на решение этой проблемы. 

Я считаю, что изменение облика городов, благоустройство, создание социальной инфраструктуры, проведение культурных мероприятий влияют как минимум на миграционный поток либо в одну, либо в другую сторону, и как максимум на рождаемость. И мы переломили тренд в сторону роста миграционного притока в Нижегородскую область. Но в 2022 году, миграционный поток снизился. Будем работать. Надеюсь, что решения, которые будут выработаны в рамках работы над стратегией развития, помогут  в ближайшие годы изменить ситуацию.

«Я влюбился в Нижегородскую область».

Марина Ухабова: Глеб Серге­евич, за время, что вы живете и работаете в Нижегородской области, появились ли какие-нибудь любимые места? Где вы можете отдохнуть душой, набраться сил?

Глеб Никитин: Я не стесняюсь говорить открыто, что я влюбился в Нижегородскую область, во всю область в целом. Она настолько разная, настолько многогранная... И с тайгой, и с южными территориями, районами с огромным историческим накопленным багажом. Чувствую себя предельно комфортно в  абсолютно любом муниципалитете, районе. И на Горьковском водохранилище, называемом в народе Горе-море. Нравится Чкаловск и Чкаловский музей, он вроде маленький, но не величиной мы должны гордиться, а содержанием. Абсолютно уникальный музей Ростислава Алексеева... Безусловно, люблю Дивеево, Саров, Болдино… В Выксе себя очень комфортно чувствую. Сейчас особое отношение сложилось к Арзамасу, к тем изменениям, которые там происходят. Это замечательный исторический город, купеческий центр, и мы обязательно возродим его славу. Вообще, не хочется никого обидеть – но абсолютно в каждом районе Нижегородской области у меня есть любимые места, и каждому району есть чем гордиться. 

Тем временем.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Нижегородскую область освятил Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе. В соборе и на улице молились и слушали речь патриарха  более 5000 человек. Губернатор на встрече с патриархом подчеркнул, что благодаря взаимодействию светских и духовных властей идет серьезное развитие кластера «Арзамас-Дивеево-Саров». Масштабное благоустройство было проведено в Арзамасе.


АПК надо поддерживать.

Ирина Отмахова: Практически половина жителей региона – жители сельских поселений. Пять лет назад, когда вы приехали к нам, очень много «диванных» экспертов утверждало, что вы – городской человек, что вам далеки проблемы сельских жителей, и неизвестно, когда еще вы попытаетесь вникнуть в них... Но спустя годы мы видим: строится жилье на селе, поликлиники, идет ремонт и строительство дорог, есть успехи в аграрном секторе. Чем особенно вы гордитесь сейчас, когда прошло уже пять лет? И какие, на ваш взгляд, решения должны быть приняты в первую очередь?

Глеб Никитин: Я горжусь – или даже лучше не этот термин употреблять, удовлетворен тем, что я в свое время принимал тяжелые решения, пытаясь переубедить (и переубеждал!) о необходимости сохранения и увеличения региональной поддержки АПК. Мы все годы занимались расширением мер такой поддержки.

Что касается гордости настоящей, то горд не за себя и не за свои результаты, а за наших аграриев – у нас есть суперсовременные молочные комплексы, на уровне самых лучших мировых стандартов, где роботы осуществляют доение, уборку в комплексе. Многие аграрии работают исключительно эффективно, умудряются инвестировать, поддерживать свои населенные пункты, как с точки зрения инфраструктуры, решения каких-то социальных вопросов, так и поддержки профильных предприятий. То есть не профильных для них, но профильных для населенных пунктов – например, это предприятия народных художественных промыслов. И получается, что слова «село живет сельским хозяйством» сегодня приобретают абсолютно другой смысл. 

Появились новые предприятия, например, тепличный комплекс на Бору, благодаря которому мы на 30 процентов увеличили обеспеченность региона овощами и получили миллиардный инвестиционный проект (причем инвестор хочет продолжать вкладывать в регион и дальше). Все исследования провели, контролируем, чтобы не было вредного воздействия ни на окружающую среду, ни на людей. Это высокотехнологичное производство. И то же самое можно сказать про другие инвестпроекты в сельском хозяйстве. Например, свинокомплексы. Если поговорить с главами, то они скажут, что для них такие проекты спасение – это как рабочие места, так и сохранение социальной активности, доходов. 

Самый главный показатель – рекордный урожай  2022 года. Таких показателей не было последние 30 лет.

Я, конечно, городской человек, промышленник плоть от плоти, но это не мешает мне любить сельское хозяйство. Вспоминаю и свой собственный детский деревенский опыт, деревенский быт, деревенскую жизнь, очень ее люблю и хочу, чтобы село развивалось и процветало.

Фото Кирилла Мартынова.

Следите за нашими новостями в удобном формате