Насколько реально в наших магазинах украсть и не попасться (и это при наличии многочисленных охранников и системы видеонаблюдения), «НН» уже рассказывали, и даже ставили свой эксперимент. Да, действительно, можно и не попасться. Вот и тянет с открытых полок стар и млад всех профессий и конфессий колбаску и кофе, водку и селедку, майки и джинсы…
Искушения покупателей…
На днях в соседнем супермаркете мне пришлось наблюдать такую картинку. Благообразная пенсионерка на глазах у всех оторвала от связки один банан и спокойно засунула его в свою холщовую авоську. При этом на дне магазинной пластмассовой корзинки пожилой покупательницы уже были
Парадокс — ужесточение наказания не пугает охотников за халявой. Если до повышения порога наступления уголовной ответственности со 100 рублей до 1000 (это произошло в июне 2008 года) средний размер магазинной кражи в Нижнем Новгороде был равен 400 — 500 рублям (по данным УВО), то в настоящее время он уже составляет 1500 — 2000 рублей. Только группы задержания вневедомственной охраны за девять месяцев этого года 452 раза выезжали по тревожным сигналам в торговые центры и магазины. При этом было задержано с украденными товарами 500 человек. А всего по обобщенным сведениям всех подразделений милиции (по данным
Если учесть, что зачастую воришкам удается обмануть систему охраны и наблюдения и вынести из магазина добычу, то эту цифру вполне можно удвоить. Латентность данного вида преступления большая.
…и аппетиты продавцов
Любопытный факт, что в поле зрения правоохранителей практически не попадаются кражи, совершенные самими продавцами супермаркетов (напомню, что мы сейчас ведем речь именно о кражах, а не о присвоении денег или злоупотреблении своими полномочиями). Тем временем, по имеющейся статистике, российские продавцы самые вороватые в мире.
Выходит, что покусившихся на магазинный товар «своих» (продавцов, консультантов, раскладчиков) администрация просто не выдает милиции, решая судьбы воришек самостоятельно? Или же сотрудники супер- и гипермаркетов действительно редко крадут?
Говорить с журналистами о том, какими мерами ведется борьба с хищениями в собственных рядах, представители крупных торговых сетей в Нижнем отказываются.
Однако, как нам поведали нижегородцы, работающие в этих магазинах, там и в самом деле налажена серьезная тотальная слежка за работниками.
— Мы постоянно находимся под видеонаблюдением, — рассказывает кондитер одного из супермаркетов, нижегородского филиала заграничной торговой сети известной марки, Иван Петров. — Даже говорить по мобильному телефону нам запрещается. Но для меня такая ситуация оказалась более приемлемой.
— До недавнего времени я часто подрабатывала раскладчицей товара в супермаркетах. Очень раздражали видеокамеры, которые были понатыканы повсюду, — вспоминает нижегородка Алла Матвеева. — Мы приходили на работу и надевали форменную одежду, а когда переодевались обратно, то нас тщательно обыскивали охранники. Так что у меня даже мысли не возникало
А вот, по словам нижегородца, бывшего охранника солидного магазина, попавшихся несунов просто увольняли, не привлекая внимания общественности и милиции. Понятно, что дурная слава любой фирме в наш век свободной конкуренции никому не нужна. Но ведь главный принцип профилактики преступности — это неотвратимость наказания. Об
И все же иногда такой негатив всплывает, и можно составить представление о том, что возможность украсть у работников все же есть и ничто человеческое им не чуждо. Так, в этом году в одном из сормовских торговых центров милиционеры застукали трех уборщиков, двух женщин и молодого человека. Краденые товары (несколько тушек кур, пачки с соком, лимонад и стиральный порошок) они спрятали в подсобке на лестничной клетке магазина.
Поэтому к нашей уже подсчитанной сумме вполне можно добавить еще энное количество невидимых для всевидящего ока милиции хищений, совершенных сотрудниками магазинов.
По обе стороны прилавка
«От буржуинов не убудет», — так рассуждают магазинные воры. Кстати, мировая статистика говорит о том, что воровство в розничной торговле распространено повсеместно, несмотря на все усилия, предпринимаемые по техническим усовершенствованиям системы охраны. Однако, сознавая, что делают плохо хозяевам частных магазинов, несуны порой и не подозревают, что меры по предотвращению убытков перекладываются супермаркетами на кошельки добропорядочных покупателей.
Вот и выходит, к повышению цен на товары в магазинах кроме инфляции и других факторов прикладывают руки и воришки.
Ольга МАКАРОВА
Справка «НН»
Лидером по кражам в магазинах являются США, где ежегодно воруют на 39 миллиардов долларов. В России объем краж составляет три миллиарда долларов, или 1,6 процента всего оборота. При этом отечественные покупатели признаны одними из самых честных в Европе: на их долю приходится всего 41,2 процента от общего уровня недостачи. Однако в нашей стране самые вороватые продавцы: на их долю пришлось 36,5 процента недостачи.
Цифры
По данным Британского центра исследований торговли, в этом году кражи в розничных магазинах со стороны покупателей и персонала в мире составили 107 миллиардов долларов, что на 5,6 процента меньше, чем за тот же период прошлого года. В Нижегородской области за девять месяцев этого года сумма украденного в магазинах составила 30,7 миллиона рублей, упав с прошлогодних 42,3 миллиона рублей. Однако и эта цифра впечатляет.
Компетентно
Петр ЖУКОВ, заместитель начальника ГУ УВО при ГУВД по Нижегородской области, полковник милиции:
— В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию) (в ред. Федерального закона от
Сотрудник ЧОП не имеет права производить личный досмотр и досмотр граждан — такими правомочиями наделены только милиционеры в случаях, строго оговоренных законом. Период времени, в течение которого частные охранники могут удерживать граждан до приезда наряда милиции, российским законодательством не установлен. В случае если в магазине установлена кнопка для экстренного вызова наряда милиции, группа задержания вневедомственной охраны прибывает на объект в течение нескольких минут.
Милиционеры производят досмотр, устанавливают сумму ущерба, составляют протокол и доставляют правонарушителя в отдел милиции для дальнейшего разбирательства. Материалы об административном правонарушении направляются в суд на рассмотрение мирового судьи, который принимает решение и устанавливает наказание.