Вот и бедная Лиза дошла до стриптиза

Вот и бедная Лиза дошла до стриптиза

В Нижегородском ТЮЗе показали «Бедную Лизу» московского Театра наций — хореографическую постановку Аллы Сигаловой с Чулпан Хаматовой и солистом Большого театра Андреем Меркурьевым в главных ролях. Некоторые столичные критики называли это творение «современным танцевальным спектаклем абсолютно мирового уровня».

И, казалось бы, все-то в нем действительно было с претензией на уровень. Была опера Леонида Десятникова (написанная еще в 1970-е годы), которую весьма ценят специалисты. В основе оперы — сентиментальная история любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста от Николая Карамзина.

Была постановщик Алла Сигалова, известная не только как дама из телешоу, но и как модный хореограф. Ведущий танцовщик главного театра страны тоже был. Как и одна из выдающихся современных актрис, не боящаяся экспериментировать и умеющая в самых разных творческих опытах выглядеть достойно. Самоотдача артистов была, необыкновенная для драматической актрисы пластичность…
Экран был в центре сцены, на котором мелькали какие-то линии, контуры и тени…

Стулья еще были — много стульев, из которых складывался то зрительный зал, то стол переговоров, то ложе. Потом актеры растаскивали эти стулья по углам (шутка из зала: «Бедный театр! На рабочих сцены не хватает»), окончательно опустошая пространство для своих персонажей, все динамичнее заламывавших руки, все быстрее перебиравших ногами…
Стриптиз еще был, между прочим. Наверное, он стал кульминацией действа, но именно на этом моменте терпеть истеричные подергивания полуголых артистов на фоне голой сцены стало невыносимо.

Опера, литература, хореография, видеоарт, театр теней и актерство… Не хватало в этом винегрете, пожалуй, только льда и коньков. Все смешалось, чтобы обратиться абсолютной пустотой. Все было, только цельного и увлекающего за собой спектакля не было, той самой чувствительности, на которую нажимал Карамзин, не было. Не было смысла.

Одна из тюзовских гардеробщиц как-то сильно заинтересовалась рассказом про трусы Меркурьева и отправилась поглазеть в зал. Прочие зрители восседали с видом «сделайте, пожалуйста, умные лица». Возможно, они просто много заплатили за билеты.
Не знаю, на кого был рассчитан этот спектакль. На студентов театральных учебных заведений, берущих уроки модного танца? На ценителей современной академической музыки, желающих увидеть новую иллюстрацию к уже не новой опере? На персональных поклонников и поклонниц Хаматовой и Меркурьева? На тех, для кого Сигалова — это знакомая тетенька из телевизора? Или на юношей и девушек с подвижной психикой, которые узрят кипение страстей даже в отношениях стула и стола?
Наверное, как эксперимент все это было бы любопытно. На маленькой-премаленькой площадке в камерном-прекамерном театре для узкого-преузкого круга своих зрителей…
Но тогда ведь и денег бы собрали всего ничего.

Ольга ГОРНОВА.
Фото с сайта «Театра наций».

Следите за нашими новостями в удобном формате